Фредерик Базиль - Молодая женщина за пианино

Фредерик Базиль - Молодая женщина за пианино
Оригинальное название: Jeune femme au piano
Год создания: 1866-1867
Месторасположение: частная коллекция
Характеристики: холст, масло. 40.5 x 32.5 см
Другой большой страстью Базиля после рисования была музыка. Он унаследовал свой музыкальный талант от матери и был увлеченным пианистом. Это был единственный способ наслаждаться музыкой, кроме как в концертных залах, а также главный источник развлечений Базиля в Париже. В письме матери от декабря 1863 года он писал: "Не могу дождаться прибытия моего пианино и прошу вас прислать мне как можно больше музыки, мои симфонии в четыре руки, вальсы Шопена, сонаты Бетховена, партитуру Глюка. Когда у меня будет немного денег, я куплю «Песни без слов» Мендельсона." Позже Базиль разделил страсть со своим другом Эдмондом Мэтром к Берлиозу и немецким композиторам Шуману и Вагнеру, которые в то время не были хорошо известны или популярны во Франции. Любитель спектаклей, он часто посещал театры, концерты Консерватории и Оперу, насколько это позволяли средства. В театре Лирик он восхищался "Искателями жемчуга" Бизе, "Троянцами" Берлиоза и "Риенци" Вагнера. Хотя картины Базиля отдают предпочтение реалистической современности, в которой нет места эмоциям, его музыкальные вкусы, напротив, раскрывают его романтическую и страстную натуру.

В 1866 году Базиль приступил к работе над большим полотном для своего первого представления в официальном парижском Салоне, на котором была изображена очень близкая его сердцу тема: "молодая девушка, играющая на пианино, и молодой человек, слушающий ее". В результате эта картина была отвергнута жюри Салона, а вместо нее одобрен сравнительно небольшой и традиционный "Натюрморт с рыбой". Не принятый холст был свернут в рулон и убран на полку, чтобы через пять лет вновь оказаться на мольберте чуть меньшего размера и стать основой для лунной сцены из ветхозаветной истории в "Руфи и Воозе". Это обстоятельство выяснилось при подготовке к выставке "Рождение импрессионизма" в 2017 году, когда с помощью техники рентгенографии было обнаружено одиннадцать считавшихся утраченными или уничтоженными работ художника. Очевидно, что Базиль, не довольный своей работой или испытывавший финансовые затруднения, регулярно перекрашивал холсты для написания новых картин.

Настоящая работа по всей видимости является этюдом к куда более масштабному по размеру и амбициозному по замыслу полотну. Выбранная модель и ее расположение в композиции отличаются: в эскизном варианте она сидит спиной к зрителю, в то время как в версии для Салона виден ее профиль. Местом рисования послужила мастерская художника, доказательством чего может служить пианино, повторно появляющееся в работе "Мастерская на улице Ла Кондамин", и картины, висящие на стене над музыкальным инструментом. Одну из них, расположенную в верхнем правом углу, можно точно идентифицировать. Это действительно та самая "Улица в деревне", написанная автором в Шайи-ан-Бьер в 1865 году. Монограмма Базиля в правом нижнем углу подтверждает ее значение как самостоятельного произведения в творчестве художника.