Гюстав Кайботт - Маляры фасадов

Гюстав Кайботт - Маляры фасадов
Оригинальное название: Les Peintres en bâtiment
Год создания: 1877
Месторасположение: частная коллекция
Характеристики: холст, масло. 87 x 116 см
В 1876 году во время своего первого участия в выставке импрессионистов Кайботт показал в основном садовые сцены или семейные интерьеры. Наиболее заметными работами стали пара "Паркетчиков" и "Молодой человек у окна", отличающиеся смелым и современным взглядом на интерьер квартиры. Вдохновленный успехом, в 1877 году молодой художник представляет три уличные сцены, развивая модернисткую тему с необычной перспективой на окружающее пространство. Местом установки мольберта стал новый район в девятом округе Парижа, недалеко от площади Европы и вокзала Сен-Лазар. Эти картины, ставшие сенсацией, представляют своего рода манифест новой и очень личной эстетики, на который Кайботт, малоразговорчивый художник, не оставил ни одного комментария. Улица на картине, состоящая из анфилады фасадов домов, представляет головокружительную перспективу. Как почти всегда у Кайботта, исчезающая линия горизонта находится на высоте глаз зрителя. В то же время центр перспективы смещен влево, что позволило художнику отдать под окрашиваемую витрину более половины холста. Серый треугольник тротуара почти зеркально отражается в таком же сером треугольнике неба, визуально связывая городскую среду с атмосферой. Торговца вином, располагавшегося за витриной, больше не существует, однако его точное местоположение соответствует дому 16 на улице Лиссабон, прямо напротив семейных апартаментов Кайботта. Именно со второго этажа этих апартаментов за бульваром наблюдал Рене Кайботт в картине "Молодой человек у окна", написанной двумя годами ранее. Улица оживлена фигурами прохожих и двумя извозчиками. Перед стеклянной витриной магазина выставлены две лестницы-стремянки, разделенные уличным фонарем. Число рабочих говорит о том, что они заняты не только рисованием временной рекламы на окне, но и проведением важного ремонта, который должен быть завершен в течение дня, чтобы не мешать торговле. Кайботт мастерски устанавливает точную иерархию между четырьмя малярами, ставя в прямую зависимость их размер на холсте с их статусом в команде, или маскируя и размывая их силуэты на втором плане, и тем самым переводя их в ранг безликих исполнителей. Для этой сцены Кайботт сознательно отказался от буйства красок, оставив теплые тона лишь для бутылок вина за витриной магазина. В банках скрыты зеленые или красные краски, на блузах рабочих отсутствуют грязные пятна, а стекло лишено блеска свежеокрашенных участков. В отличие от "Паркетчиков", где работники полуобнажены и бокал наполнен ярко-красным вином, здесь рабочие одеты в нейтрально-серые куртки, а бутылки вина спрятаны за стеклом, тем самым исключая все видимые соблазны.