Гюстав Кайботт - Женщина перед туалетным столиком

Гюстав Кайботт - Женщина перед туалетным столиком
Оригинальное название: Femma à sa toilette
Год создания: около 1873
Месторасположение: частная коллекция
Характеристики: холст, масло. 65 x 81 см
Интимный характер сцены в настоящей картине придает этому произведению особое место в творчестве Кайботта. Вид полуобнаженной женщины, надевающей или снимающей кринолин перед туалетным столиком, демонстрирует случайное мгновение из повседневной жизни. Здесь, как и в более поздних работах, обнаруживается склонность Кайботта к фотографическим углам обзора: эта сцена показана чуть сверху, как через широкоугольный объектив, что создает любопытный визуальный диалог между моделью и ее отражением в наклонном зеркале. Также в этой работе обращает на себя внимание необычное сочетание различных серо-голубых оттенков с целым рядом розовых тонов, от лилового до оранжевого.

Перспектива с анатомическим профилем женщины, которую выбирает Кайботт, вновь удивляет своей откровенностью, как и отражение в слегка наклонном зеркале. Обстановка, а именно туалетный столик с нижней ширмой, кувшин и чаша для умывания, все это делает картину поразительно современной и модернистской, как с позиции ее современников, так и для настоящих зрителей.

Возможно, гораздо более примечательным, чем стиль и точка обзора, является непосредственно предмет картины. Впервые женщины, занятые своим туалетом, появляются у Дега несколько позже, чем у Кайботта. Наиболее схожими работами можно назвать этюд "Три женщины, расчесывающие волосы" 1875 года и куда более сопоставимую картину "Перед зеркалом" 1889 года. Кроме того, Дега, как и Мане с его "Женщиной в ванне" 1879 года, в конечном итоге часто используют обнаженную натуру для раскрытия темы. Для сравнения с традиционными работами того времени во Франции можно рассмотреть полотно "Туалет" Базиля, написанное в 1870 году, где антураж окружения представлен в ориентальных мотивах.

Хотя точное место и время написания картины неизвестно, подпись в левом нижнем углу холста говорит об академическом периоде творчества Кайботта. Его другая работа "Обнаженная женщина, лежащая на диване", написанная в том же году, вновь обращается к теме женщины в буржуазном интерьере, фокусируясь при этом на женское ню.