Поль Сезанн - Берег Марны

Поль Сезанн - Берег Марны
Оригинальное название: Les Bords de Marne
Год создания: около 1888
Месторасположение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Характеристики: холст, масло. 65.5 x 81.3 см
Работа "Берег Марны" относится к "подпольным" годам творчества Сезанна, периоду, который продлится с 1877 по 1895 годы. Он перестает выставляться на групповых выставках импрессионистов, прекращает отправлять картины в салоны и практически исчезает из поля зрения парижского мира искусства. Почти каждое лето Сезанн и его семья снимают квартиру или комнаты в отеле где-нибудь в Иль-де-Франс, обычно в пределах досягаемости коллег-импрессионистов, таких, как Писсарро, Моне или Гийомен. "Берег Марны" был написан недалеко от восточной окраины Парижа. Железнодорожная линия Париж-Мюлуз открылась в 1854 году, что делает близко прилегающие города легко доступными для художников из французской столицы. Сезанну, должно быть, очень понравился этот живописный район. В его каталоге работ существует около двадцати пейзажей этого региона, некоторые из которых могут быть связаны с участками вдоль реки Марны. Из-за того, что Сезанн не подписывал, не датировал и не называл свои картины, многие аспекты его "подпольных лет" являются неразрешимой загадкой. Тем не менее речные пейзажи с Марной затрагивают довольно длительный период, начинающийся в 1888 году и заканчивающийся в 1904 году, что показывает особую любовь художника к этому месту. В настоящей картине Сезанн достигает одного из самых чистых и убедительных изображений воды, копируя берег реки в зеркальном отражении воды внизу. Деревья и дом на суше кажутся отраженными под одним и тем же углом и с одинаковыми размерами. Палитра Сезанна, с преобладающей сине-зеленой гаммой, компенсируемой белой виллой и ее охристой крышей и балконом, также остается неизменной, а более темные тона в воде служат для дифференциации и создания ощущения глубины. В работе нет ничего похожего на волнистый мазок, а короткие и плотные диагональные штрихи, придающие деревьям их материю, заменяются в воде на более свободные горизонтальные мазки. В технике Сезанна нет той сиюминутности момента, присущей художникам-импрессионистам первой волны, напротив, вся манера письма художника направлена на достижение монументальности и величия природы, переданных через кристально точную структуру композиции.