Эдгар Дега - Площадь Согласия

Эдгар Дега - Площадь Согласия
Оригинальное название: La Place de la Concorde
Год создания: 1875
Месторасположение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Характеристики: холст, масло. 78.4 x 117.5 см
На данной картине Дега запечатлел привилегированный сектор парижской жизни в одном из самых известных мест города на площади Согласия, по которой прогуливается его друг Людовик-Наполеон Лепик, художник, археолог и меценат, в образе фланёра, архетипа, необходимого для любой парижской улицы второй половины двадцатого века. Фланеры гуляли по широким проспектам обновленного города барона Османа без какой-либо определенной цели, наблюдая, а не принимая участие. Был изменен не только городской пейзаж, но и демография теперь преимущественно буржуазного общества, вытесняющего рабочий класс. Остальные фигуры - еще один друг Дега, писатель Даниэль Галеви, и две дочери Лепика - никак не взаимодействуют и движутся, или смотрят в разные стороны. От фигур исходит сильное чувство изолированности, которое усиливается композицией.

Лепик, находящийся на переднем плане, одет в цилиндр с зонтиком и сигарой, поднятой вверх, создает отчетливое ощущение статуса и цели. Молодые девушки, его дочери, со своей борзой добавляют происходящему ощущение стабильности и привилегированности. Эта семья и мужчина на картине определенно не принадлежат к парижскому рабочему классу. Они клиенты и партнеры Дега, он продавал свои работы таким семьям. Узнаваемая площадь совершенно пуста, за исключением кареты в левом верхнем углу и всех четырех персонажей и собаки, выдвинутых на передний план. Размещая людей на полотне, Дега создает ощущение пустоты пространства, усиливая восприятие величия этого места.

Дега придал своей работе неформальный и спонтанный вид. Семейная группа впереди, кажется, застыла в ожидании перехода улицы. Намерение Дега состоит в том, чтобы заставить нас почувствовать, что мы только что наткнулись на эту сцену в проезжающем экипаже. И все же за этим формализмом скрывается тонкий политический посыл. Черный цилиндр Лепика скрывает скульптуру Джеймса Прадье, созданную в конце 1830-х годов, изображающую город Страсбург, так недавно потерянный Пруссией вместе с Эльзасом и Лотарингией. Статуя служила местом национального траура парижан во время осады Страсбурга в сентябре 1870 года, далее долгой и трудной осады Парижа зимой и особенно после аннексии Эльзас-Лотарингии весной 1871 года. Статуя была постоянно завалена венками, гирляндами и флагами, что странным образом перекликалось с тем, как Дега разместил шляпу Лепика.

Политическая символика отражена в трехцветном галстуке-бабочке фигуры слева. Красный нагрудный знак Лепика напоминает ленту Почетного легиона. В преимущественно приглушенном монохроме картины резко выделяются эти мелкие элементы яркого цвета, они созданы для того, чтобы их заметили. Построение и выбор одежды являются ключом к полному социально-историческому толкованию картины. Однако прочтение композиционных приемов Дега с точки зрения его аудитории примерно в 1875 году раскрывает целый ряд новых значений для картины. Наложение шляпы и статуи не следует понимать как средство забвения, смещения или стирания истории, а скорее как показатель нынешнего состояния политических потрясений Третьей республики, какими бы неубедительными и спорными они ни были. Картина представляет собой оценку современного нестабильного политического состояния ранней Третьей республики, что делает его живописное произведение резонансным с политическим подтекстом.

Картина считается примером формальных новшеств в искусстве того времени и основана на популярных иллюстрациях, создавая жанровый эффект. Работа показывает привилегированную сферу парижской жизни и изображает архетип фланёра, неторопливо гуляющего. Дега использовал воображение и память, чтобы превратить предмет в искусство, создав произведение, которое воплощает в себе как художественное, так и социальное значение. Картина считалась пропавшей в течение четырех десятилетий, прежде чем она вновь появилась в 1995 году.