Поль Гоген - Беседа

Поль Гоген - Беседа
Оригинальное название: Les Parau Parau
Год создания: 1891
Месторасположение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Характеристики: холст, масло. 70.5 x 90.3 см
В 1891 году в поисках нового мировоззрения, не связанного с традициями европейской культуры, Гоген отправляется на остров Таити. В картинах художника, сделанных на Таити, можно видеть не непосредственно воспринимаемые объекты, а синтез изображений-воспоминаний. Именно поэтому Гоген использовал ряд деталей, переходящих от одной работы к другой. Под влиянием примитивных форм полинезийского искусства он создал картины, характерными чертами которых были декоративная стилизация, строгость, грубые формы и локальные сочетания почти чистых, удивительно красивых цветов. Цветовые сочетания его полотен отражали естественные качества предметов, а не передавали символический смысл образов. В его работах, написанных на островах Океании, которые приближаются к фресковой живописи по своему убранству и монументальному значению, Гоген увековечил жизнь и верования аборигенов. Предельно простые фигуры на этих картинах, сидящие неподвижно в спокойных позах, близки к искусству "первобытных народов". Гоген рассматривал мотив разговора как воплощение ритма жизни Океании. Надписи на рисунках Гогена на полинезийском языке можно интерпретировать лишь приблизительно. Название "Les Parau Parau" обычно переводится как "беседа" ("слова, слова"). Группа из шести таитянок, сидящих в кругу, втянуты в неторопливый разговор. Гоген изобразил их на расстоянии, без крупного плана, умело встроив фигуры в живописное окружение. В книге "Ноа Ноа" он описывает увиденное: "На открытом воздухе, но в уединении, под тенистыми деревьями, женщины шепчутся в гигантском дворце, украшенном самой природой. Вот откуда эти сказочные цвета, этот горячий и смягченный воздух вокруг". Картина напоминает пейзажи, написанные художником в Мартинике четырьмя годами ранее, с богатой текстурой и яркими формами. Краски и контуры смягчены, свет подчинен атмосфере, которая проникает в фигуры, землю и деревья, полируя их формы, но сохраняя общий стиль. Композиция картины имеет те же структурные особенности, что и знаменитый "Завтрак на траве" Эдуарда Мане, но с совершенно новым и необычным контекстом. Обнаженная женщина заменена таитянками, красиво одетыми в миссионерские одежды из муслина, экзотическая атмосфера выражена яркими и броскими цветами. Некоторые фигуры из "Беседы" можно встретить на более поздних работах Гогена. Так, две девушки слева с женщиной, сидящей спиной к зрителю, появляются на картине "Шёпот". Те же женские позы и лица повторяются в монотипиях и рисунках художника.