Поль Гоген - В ванильной роще, человек и лошадь

Поль Гоген - В ванильной роще, человек и лошадь
Оригинальное название: Dans la vanillère, homme et cheval
Год создания: 1891
Месторасположение: Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк
Характеристики: джут, масло. 73 x 92 см
До своего первого путешествия на Таити в 1891 году Поль Гоген утверждал, что он бежит из Франции, чтобы "погрузиться в девственную природу, не видеть никого, кроме дикарей, жить своей жизнью, не думая ни о чем другом, кроме искусства, созданного только примитивными средствами, единственно удобными и верными". Стремление Гогена отказаться от западной культуры и слиться с "наивным" обществом ради эстетического и духовного вдохновения отражает сложный и проблематичный характер европейского примитивизма. Концепция, возникшая в конце девятнадцатого века, была мотивирована романтическим желанием открыть незапятнанный рай, скрытый в "нецивилизованном" мире, а также очарованием того, что воспринималось как сырая, необработанная чувственность культурных артефактов. Это вуайеристское взаимодействие художников, писателей и философов с малоразвитыми обществами соответствовало французской империалистической практике - Таити, например, был аннексирован как колония в 1881 году. Идиллический таитянский пейзаж художника на картине "В ванильной роще, человек и лошадь" раскрывает противоречия между мифом и реальностью, присущие примитивизму. Вероятно, на холсте изображена местность вокруг Матайи, маленькой деревни, в которой Гоген поселился осенью 1891 года. Подобно богато окрашенному гобелену усеченной формы, полотно, однако, является лишь воплощением пышной таитянской местности, отражая простоту формы, которую искал художник во время своего первого визита на остров. Фокус внимания смещен с центра изображения на ее правый край, откуда появляется мужчина, держащий за поводья белую лошадь. Из-за густой тропической растительности менее заметны две полускрытые листвой женские фигуры, одна из которых несет корзину. Кажется правдоподобным рассматривать эту сцену, как своего рода свидание, которое, безусловно, подтверждает альтернативное название "Рандеву", данное этой работе. Напряженные позы мужчины и лошади в "Ванильной роще" Гоген заимствовал не из сюжета, найденного на Таити, а из фриза на главном памятнике западной культуры - Парфеноне, или не менее классическом барельефе колонны Траяна в Риме. Возможно, объяснение этому заключается в том, что Гоген хотел показать экзотику дальней колонии через символы, понятные западной публике.