Поль Гоген - Женщина перед натюрмортом Сезанна

Поль Гоген - Женщина перед натюрмортом Сезанна
Оригинальное название: Portrait de femme à la nature morte de Cézanne
Год создания: 1890
Месторасположение: Чикагский институт искусств, Чикаго
Характеристики: холст, масло. 65.3 x 54.9 см
Будучи биржевым маклером, Гоген собрал новаторскую коллекцию картин импрессионистов, среди которых было пять или шесть полотен Поля Сезанна. Любимый рисунок Гогена, известный как "Натюрморт с фруктовым блюдом", частично изображен на этой картине. В этой насыщенной по композиции работе Гоген отдает дань уважения Сезанну, не только включив одну из его работ на задний план, но и подражая манере старшего товарища во всем полотне. Во многих областях портрета, особенно в платье и руке, Гоген использует ритмичные, параллельные, обрывочные мазки кисти, характерные для Сезанна. Влияние мастера также кажется очевидным в трудоемкой, плотно сплетенной конструкции произведения, в которой голова женщины выглядит почти встроенной в натюрморт. Нож едва не пробивает плечо женщины, уплощенная груша сжимает плечо, а ваза и бокал кажутся парящими между иллюзорным пространством и фактическим холстом. Легкость предметов натюрморта соперничает с весом и силой модели, чей непроницаемый взгляд скрывает эмоции и мысли. Рентгенологическое исследование этой картины показало, что Гоген много работал над деталями, изменяя позу дамы в кресле, первоначально усадив ее глубже, и положение рук, соединенных вместе на коленях, как это было в ряде портретов жены Сезанна. Индивидуальность Гогена очевидна в использовании богатых гармониях смежных цветов, в данной картине преобладающие синие, лиловые и фиолетовые, а также в гибких очертаниях стула и женского платья. Автор считал, что цвета и линии несут в себе внутренние выразительные качества, независимо от природных объектов, и старался наполнить живопись обновленной тайной. Личность модели до сир пор остается неизвестной. Сначала считалось, что картина была завершена в Бретани, но потом это предположение было изменено. Возможно, работа была выполнена после возвращения Гогена в Париж в ноябре 1890 года во время его пребывания у близкого друга Эмиля Шуффенеккера. Эта гипотеза находит поддержку в характерных чертах изображенной женщины. С ее удлиненными изящными руками и затянутой талией дама больше походит на городского жителя, чем на натруженную крестьянку. Данная картина представляет большой интерес, предлагая уникальный взгляд одного великого художника, соперничавшего с достижениями другого.