Эдуард Мане - Портрет Эмиля Золя

Эдуард Мане - Портрет Эмиля Золя
Оригинальное название: Emile Zola
Год создания: 1868
Месторасположение: Музей Орсе, Париж
Характеристики: холст, масло. 146 x 114 см
Эдуард Мане считается одним из основоположников современного искусства благодаря своим авангардным работам, отражающим эстетику текущей жизни. Но несмотря на свои передовые взгляды, он был убежденным традиционалистом. Он с огромным уважением относился к живописным навыкам более ранних художников, в частности, к школе испанской живописи, представленной Веласкесом и Гойей, и придавал большое значение изучению и копированию работ старых мастеров в Лувре. Тем не менее отношения Мане с официальным органом французской живописи - Парижским Салоном были бурными. Радикальные шедевры художника "Завтрак на траве" и "Олимпия" были отвергнуты жюри Салона, и даже принятые работы, например, "Балкон", часто вызывали негодование искусствоведов и общественности. "Портрет Эмиля Золя" был написан во время перехода от классического стиля реализма к более свободной манере импрессионизма. Мане был представлен Золя пейзажистом Антуаном Гуийеме в феврале 1866 года. Три месяца спустя в мае Золя написал восторженную заметку о работах Мане в газете "События", которую он позже расширил до статьи, вышедшей в журнале "Обзор XIX века" в январе 1867 года. Мане написал этот портрет как выражение своей благодарности за поддержку и представил его Салону в 1868 году. На картине изображен двадцатишестилетний Эмиль Золя, сидящий за столом, на котором можно видеть ряд книг, среди них есть тонкая брошюра в голубой обложке со статьей писателя. Как и в портрете Захария Аструк, название книги является подписью художника. В руках Золя держит книгу, вероятно, Шарля Блана «История художников всевозможных школ». Чернильница и перо на столе символизируют профессию писателя. На стене над столом висят черно-белая гравюра "Олимпии", литография, вероятно, художника и гравера Селестена Нантёйля, копирующая картину Веласкеса "Триумф Вакха", более известная как "Пьющие". Правее расположен японский оттиск, изображающий борца Онаруто Надаман из провинции Ава Утагавы Куниаки II. За спиной Золя слева стоит японская ширма в манере Огата Корин, распространенная в гравюрах укиё-э. Контрастирующие фигуры Олимпии, борца и Вакха смотрят прямо на Золя, задумчивый взгляд которого не обращен вперед. Предметы, окружающие фигуру писателя, которые должны его характиризовать, являются отражением интересов Мане, а не Золя. Сам Золя не был полностью в восторге от портрета, который Мане подарил ему, и, по словам очевидца, писатель повесил картину в прихожую своего дома.