Эдуард Мане - Любитель абсента

Эдуард Мане - Любитель абсента
Оригинальное название: Le Buveur d'absinthe
Год создания: между 1858-1859
Месторасположение: Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген
Характеристики: холст, масло. 180.5 x 105.6 см
"Любитель абсента" Эдуарда Мане часто считается его первой большой картиной и первой самостоятельной работой одновременно. Поступив в ученики к Тома Кутюру в 1850 году, Мане бросает учебу и организует свою собственную мастерскую в 1856 году. Расхождение во взглядах с учителем и конфликт с академической живописью хорошо заметны по его первой работе, представленной для Салона в 1859 году. Изображенный на холсте человек подобно аристократу одет в коричневый плащ и высокую черную шляпу. У его ног лежит пустая бутылка, а рядом на парапете стены стоит стеклянный бокал, наполовину наполненный мутной желто-зеленой жидкостью. В качестве модели для холста выступил мужчина по имени Колларде, часто просивший милостыню перед Лувром. Реализм картины мог быть продиктован творчеством Гюстава Курбе и Диего Веласкеса, а также стихами Шарля Бодлера, без прикрас описывающими "изнанку" городского мира. Жюри парижского Салона почти единодушно отклонило картину, за исключением Эжена Делакруа, положительно оценившего направление, выбранное молодым художником. Абсент, набравший чрезвычайную популярность в буржуазных кругах французской столицы, все еще оставался запретной темой в искусстве. Кроме того, картина обладала рядом технических недостатков, среди которых значились неровное наложение мазков и неуклюжее соединение ног с туловищем человека. В последующие годы Мане несколько раз дорабатывал картину, меняя ее размер в 1867 году, когда она была впервые представлена публично, и дорисовав стакан абсента между 1867 и 1872 годами. На полотне "Старый музыкант", написанном в 1862 году, можно заметить почти точную копию "любителя абсента" в правой части картины. В дальнейшем художник не возвращался к этой теме, сделав исключение в работе "Сливовица", написанной в ответ на "Абсент" Эдгара Дега.