Клод Моне - Парк Монсо

Клод Моне - Парк Монсо
Оригинальное название: Le parc Monceau
Год создания: 1878
Месторасположение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Характеристики: холст, масло. 72.7 x 54.3 см
Эта картина является одним из шести видов Моне на парк Монсо, три из которых были написаны в 1876 году, а три - в 1878 году. Парк расположен на бульваре Курсель; он был спроектирован в конце восемнадцатого века Кармонтелем для Филиппа Орлеанского в живописной манере так называемого английского сада. В 1861 году в результате "османизации" Парижа парк обрел свой нынешний вид, став любимым местом для художников-импрессионистов.

В работе "Парк Монсо", также известной как "Парижане, наслаждающиеся парком Монсо", Моне продолжает фокусировать свое внимание на замкнутом объеме пространства, наполненном цветоносным светом - композиционной формуле, которая впервые появилась в конце шестидесятых годов (например, в "Лягушатнике") и успешно использовалась в "Бульваре Капуцинок в Париже". Само собой разумеется, что Моне не выбирал предмет или точку обзора случайным образом, а когда выбор был сделан, в его голове уже формировалось изобразительное решение.

Полное растворение формы светом и возрастающая автономность мазков кисти типичны для Моне в семидесятые годы; однако объединение света на траве и дорожке на переднем плане создает узор, который до этого момента редко встречался в работах Моне. Здесь он предпочел эффект мягкого фокуса, возникающий в результате небольшого ровного мазка и мягких контрастов между областями света и тени, как в более ранней версии "Парка Монсо" 1876 года. Двумерный эффект в настоящей работе предполагает готовность экспериментировать с живописными идеями, первоначально возникшими на картине "Женщины в саду" 1867 года, и описанными Кермитом Чампой как: "Блестящая демонстрация сглаживания, а не качества моделирования интенсивного естественного света, поскольку он определяет формы различных видов. Именно это качество Моне предпочитает развивать при отсутствии определения объема и пространства."

Плоскость на переднем плане конфликтует с пространством позади. Моне находится на пороге стилистического конфликта интересов, на разрешение которого ему потребовалось почти десятилетие. В восьмидесятые годы он экспериментировал со многими мотивами и вариациями стиля, чтобы преодолеть противоречия, которые начали появляться в конце семидесятых. К девяностым годам Моне открыл темы, которые послужили началом решения конфликта между двух- и трехмерными формами в его работе.

Картина "Парк Монсо" была включена в четвертую выставку импрессионистов в 1879 году, когда слово "импрессионист" было исключено из названия. После того, как Моне изначально объединил группу художников для участия в независимых от Салона выставках, он постепенно отказался от активного сотрудничества в подготовке этих выставок, отведя эту роль несколько противоположным фигурам Ренуара и Дега. Но Кайботт не позволил своему другу полностью воздержаться от участия. В то время как Моне даже не покидал Ветёй, чтобы заниматься своими делами, Кайботт заботился обо всем, брал картины у коллекционеров Моне, ухаживал за рамами, писал ободряющие письма и пытался пробудить интерес к жизни у своего друга.