Камиль Писсарро - Купальщица

Камиль Писсарро - Купальщица
Оригинальное название: La baigneuse
Год создания: 1895
Месторасположение: Национальная галерея искусства, Вашингтон
Характеристики: холст, масло. 35.3 x 27.3 см
В 1893 году Писсарро писал своему сыну Люсьену, что готовит несколько композиций купания крестьянских девушек, но предвидит трудности с привлечением моделей в Эраньи. Ни один из этих этюдов не был завершен до 1894 года, но Писсарро продолжал писать вариации на тему вплоть до 1896 года. Удивительно, что тема ню никогда до этого не освещалась в его работах. Многочисленные сельские пейзажи в основной массе оказывались безлюдны или представляли местных жителей, занятых повседневными делами. Идея показать молодых девушек в полуобнаженном виде могла возникнуть у Писсарро после знакомства с нашумевшими "Купальщиками" Сезанна или похожими натурными сценами, подсмотренными у Милле и Фантен-Латура. В кругу импрессионистов исследование обнаженной натуры можно встретить на картинах Ренуара и Дега, а работа "Купальщики в Аньере" Сёра заставила Писсарро открыть для себя новый стиль живописи - пуантилизм. К началу 1890-х годов художник отказался от этого направления, хотя в серии с купальщицами все еще прослеживаются принципы работы с цветом, характерные для пуантилизма.

На настоящей работе изображена молодая женщина, стоящая на берегу спокойной лесной реки. Словно продолжая серию, а именно сюжет картины "Женщина, омывающая ноги в ручье", Писсарро показал модель сразу после купания. Девушка одета в полупрозрачную белую рубашку, еще мокрую от воды. В ее руках кусок ткани, которой она вытирает ноги. Рядом на траве сложена верхняя одежда. Отстраненный взгляд модели устремлен вниз и в сторону от зрителя. За водной гладью видны заросли травы и кустарников, отражающиеся в воде. Над ними возвышается шпиль церкви или другого строения, которое невозможно точно идентифицировать. Участок голубого неба сверху окаймлен ветвями нависшего над женщиной дерева, словно драпирующего интимный момент сцены. Солнце заливает светом открытое пространство холста, просвечивая сквозь листву деревьев и тонкую рубашку модели. Поразительно, что картина почти наверняка была написана зимой в мастерской художника. Используя мотивы лесных пейзажей со своих более ранних этюдов, Писсарро мастерски "встраивал" в композицию фигуру позирующей в студии натурщицы.

Несмотря на то, что серия с "Купальщицами" осталась незамеченной для широкой публики, что было связано с большим успехом в 1894 году схожего по тематике цикла Сезанна, картины Писсарро были приняты в галерею Дюран-Рюэля для последующей продажи. В 1895 году настоящая "Купальщица" была приобретена частным лицом, а в 1917 году представлена на ретроспективной выставке картин Писсарро в Нью-Йорке.