Камиль Писсарро - Мост Буальдьё в Руане на закате

Камиль Писсарро - Мост Буальдьё в Руане на закате
Оригинальное название: Le Pont Boieldieu à Rouen, Soleil Couchant
Год создания: 1896
Месторасположение: Музей Бирмингема и художественная галерея, Бирмингем
Характеристики: холст, масло. 74.2 x 92.5 см
Картина "Мост Буальдьё в Руане на закате" доказывает, что Камиль Писсарро ассоциируется не только с изображением сельской жизни. Из всех импрессионистов именно он создал больше всего городских пейзажей. Действительно, сцены мирного труда на полях - не единственные, которые вошли в собрание его работ. Из более чем тысячи пятисот картин не менее трехсот посвящены городским видам. Эти виды делятся на две группы: с одной стороны, панорамы Парижа, а с другой - изображения портов Руана, Дьеппа и Гавра. Появлению таких серийных композиций способствовало несколько факторов.

Во-первых, проблемы со зрением художника мешали ему работать на открытом воздухе и вынуждали его ограничиваться обзором пейзажа из окна. Осознавая это неудобство, Писсарро, находясь в Париже или Гавре, бронировал гостиничные номера на втором этаже, из которых открывался оптимальный вид на городскую суету. С тех пор статическая живопись привела к глубоким изменениям его манеры рисовать и отходе от знакомых ему мотивов. В Париже он селился в таких известных отелях, как Гарнье, Лувр, Гранд-Отель де Руссо, откуда открывался идеальный обзор на основные улицы и памятники столицы.

Во-вторых, еще одним фактором, способствовавшим появлению повторяемости в живописи Камиля Писсарро, стал новый метод, предложенный Клодом Моне: серийные виды. Действительно, когда в 1891 году художник представил пятнадцать версий своих знаменитых "Стогов" в галерее Поля Дюран-Рюэля, Писсарро превознес их достоинства в переписке со своим сыном Люсьеном. Камиля привлекло то, как Моне изобразил неизменный предмет, изменяя свою палитру в соответствии с солнечным светом, перестраивая восприятие изобразительного ряда. Вся значимость серийного метода Моне основана на наблюдении световых явлений. Затем Моне создал ряд картин с Руанским собором, представив их в 1895 году у Дюран-Рюэле, где Писсарро увидел в них «необыкновенное мастерство». Восхищенный работой со световыми вариациями своего друга, Писсарро стремился уловить изменения освещения в течение дня в своих городских пейзажах.

Однако рассматривать стиль работы Писсарро после 1891 и 1895 годов как подражание Моне было бы неправильно. В то время как Моне рисовал неподвижные сцены со стогами или кувшинками, Камиль стремился к оживлению и движению, изображая городскую жизнь. К этому времени художник мог написать до двенадцати картин подряд, и это с акцентом на эффекты тумана, дымки, заходящего солнца, серой погоды. Городские виды являлись результатом глубокого стремления передать мгновенные и мимолетные световые воздействия. Эти полотна в основном состоят из городских проездов, транспортных средств, лошадей, пароходов и простых пешеходов, и все это в сочетании с глубоким анализом климатических явлений, которые Писсарро объяснял в названии своих картин. Ранее автор методично анализировал использование цветов в неоимпрессионизме, здесь он больше сосредотачивался на восприятии атмосферного эффекта, что приближает его к первоначальным импрессионистическим увлечениям.

На протяжении XIX века Руан «город со ста шпилями», прославленный Гюго, очаровывал художников, от Тернера, Бонингтона и Коро до Моне и Гогена. Писсарро также был заинтересован этим городом, совершив первую поездку в Руан в 1883 году и создав серию изображений города. Во время своих следующих визитов в этот город в 1896 году он останавливался в разных отелях, с балконов которых он мог рисовать мост под разными углами. Его комната выходила на Сену, и именно с этой точки зрения он фиксировал изменения и прогресс города.

Писсарро увлекся темой речного трафика, которая сочетает в себе три интересных мотива: вид города, человеческую и промышленную деятельность и водную атмосферу, по своей природе неустойчивую, предлагающую диапазон бесконечных атмосферных вариаций. Полотно изображает железнодорожный мост Буальдьё, завершенный в 1888 году, с газовыми фонарями, левобережные заводы и лодки. Здания вдалеке, дым из труб и пар кораблей исчезают в серой цветовой гамме. Люди пешком или в конных экипажах пересекают мост через Сену, он кажется живым, создается впечатление постоянного движения. Художник использует яркие мазки краски для изображения воды, сочетая контрастные цвета голубого, бледно-зеленого, оранжево-розового, желтого. Картина свидетельствует о городских и промышленных преобразованиях и развитии транспорта в Руане в 19 веке.

Писсарро разделял анархистскую позицию. На протяжении всей его жизни рабочие и крестьяне интересовали больше, чем буржуазия и церковь. Его взгляд устремлен на фабрики, трубы, пароходы, промышленность. Рабочие и высший класс могут смотреть на реку одинаково, но живут они по разные стороны, соединенные только мостом, залитым золотым светом уходящего солнца. Новаторские методы изображения окружающего мира свидетельствовали о новой энергии, которая соответствовала тематическому выбору современного досуга и экономики. Художник предлагает простую и прямую красоту, временами немного суховатую, которая сквозь иллюзию прозрачности раскрывает градостроительное планирование порта, механизмы его работы и труд рабочей силы.