Пьер Огюст Ренуар - Лиза в соломенной шляпке

Пьер Огюст Ренуар - Лиза в соломенной шляпке
Оригинальное название: Jeune fille au chapeau de paille
Год создания: 1866
Месторасположение: Фонд Барнса, Мерион
Характеристики: холст, масло. 47 x 38.4 см
Лиза Трео родилась в марте 1848 года, и, таким образом, к моменту встречи с Ренуаром летом 1866 года ей было восемнадцать лет, а Ренуару - двадцать пять. Скорее всего, он познакомился с ней через своего близкого друга Жюля ле Кера, художника-любителя и архитектора, который был немного старше Ренуара. Ле Кер также был близким другом Клеменс, старшей сестры Лизы, поэтому их связывала тесное семейное родство. О связи Пьера Огюста Ренуара с Лизой Трео, его первых важных эмоциональных отношениях, кроме отношений с родителями, известно крайне мало. Тем не менее роман с Лизой оставил заметный след в начале творческой карьеры Ренуара. На картинах молодого художника, которые изображают Лизу, даже черты ее лица не выглядят неизменными, кисть Ренуара показывает ее как очень пластичную модель. Идея позирующей и играющей роль модели особенно важна, поскольку позволила увидеть Лизу в различных ипостасях. В бытовой сцене на картине "Лиза за вышивкой", она носит обручальное кольцо, хотя никогда не была замужем за Ренуаром. На более позднем портрете "Лиза в белой шали", считающимся их последней совместной работой, девушка одета в темную одежду, испанскую шаль и ярко-красный платок. Здесь роль, которую она играет, экзотична и не совсем ясна. В представленной работе "Лиза в соломенной шляпке", вероятно, первой из картин Ренуара с Лизой, она находится у реки, но похоже, что это не село, а столичный пригород. Пригородная река стала важным местом для написания картин в 1850-е, 1860-е и 1870-е годы во Франции, что было связано с активным катанием на лодках и развлечением горожан на берегу реки. По словам современника, было очень сложно отличить профессиональных канотье, зарабатывающих греблей на лодках, от праздно шатающихся граждан. Последние гребли энергично, но "только для того, чтобы быстрее добраться до тихого места, где их ждало прохладное вино, а купающиеся женщины могли найти в реке песчаное дно и немного тени. Эти канотье сопровождаются быстрыми, проворными, смеющимися, неутомимыми молодыми женщинами в шляпках канотье, которые никогда не беспокоятся о завтрашнем дне, при условии, что их возьмут на прогулку, хорошо накормят и, кажется, найдут их симпатичными." "Лиза в соломенной шляпке" - сравнительно небольшая картина. Она не задумывалась как крупная выставочная работа, а скорее предназначалась для продажи на коммерческом рынке. Как и в других работах с Лизой, девушка не смотрит на зрителя, старательно избегая визуального контакта. Ее лицо немного напряжено, губы сомкнуты, а взгляд устремлен в сторону. Наряд состоит из серой блузы с белым воротником и соломенной шляпки, украшенной сзади синим платком. Без сомнения это портрет, в отличие от "Прогулки", где Ренуар попытался изобразить жанровую сцену, подробно описанную выше. Из более двух десятков работ с Лизой, где она появляется в самых разных ролях, включая мифологические, "Лиза в соломенной шляпке" выделяется прежде всего первым опытом Ренуара в подобных ролевых сюжетах, неизменно возникающих на большинстве его полотен.