Анри Руссо - Пейзаж и четыре молодые девушки

Анри Руссо - Пейзаж и четыре молодые девушки
Оригинальное название: Paysage et quatre jeunes filles
Год создания: 1895
Месторасположение: Фонд Барнса, Мерион
Характеристики: холст, масло. 38.1 x 46 см
Хотя наш образ Анри Руссо прочно связан с темой джунглей, его репертуар сюжетов намного богаче. В конце девятнадцатого века, когда почти каждый художник, будь он академического или новаторского стиля, ограничивался несколькими областями, творчество Руссо охватывало более широкий спектр: натюрморты, жанровые картины, индивидуальные или групповые портреты, исторические сцены. Он даже представил странную коллекцию сельскохозяйственных и домашних животных. Возможно, это следует рассматривать как попытка городского жителя "сбежать" от окружающей действительности. Во времена Руссо в парижских пригородах было очень много ферм, что способствовало полету фантазии художника. Что касается городского пейзажа, то для Руссо он образует своеобразный контрапункт с экзотическим ландшафтом. После Шарля Мериона и Гюстава Кайботта, а также Камиля Писсарро и Максимильена Люса он наполнял изяществом и поэзией банальные современные городские пейзажи. Ему также нравились бесцветные пригородные кварталы, и он без колебаний использовал современные мотивы в своих картинах. До этого у него было несколько именитых предшественников, включая Сера и Сезанна. Но в то время как Сезанн не проявлял особого вкуса к модернизму и, как говорят, жаловался на установку уличных фонарей и "двуногое вторжение" в Эстак, Сера несколько раз использовал уличные фонари, чтобы придать ритм своим композициям, исследовал искусственное освещение и одним из первых осмелился нарисовать Эйфелеву башню. Все эти мотивы, кроме искусственного света, должны были быть подхвачены и Руссо. Пригородные пейзажи Руссо одержимы в какой-то степени средствами коммуникации: улицами, проселочными дорогами, мостами, транспортными средствами и, что более оригинально, воздушными шарами и самолетами. Разглядывая настоящую работу, также относящуюся к пригородной тематике, можно увидеть извилистую сельскую дорогу, деревянную сцену со сложенным шатром и неизменный атрибут наступающей индустриализации - пышущую дымом заводскую трубу. Элементы современности соседствуют с традиционным занятием местных жителей - выгулом пасущихся коз. Четыре девушки, сидящие на скамейке на переднем плане, обезличены и размножены, отличаясь лишь цветом одежды. Руссо часто использовал подобный прием при создании ажурного узора джунглей, копируя экзотическую растительность и заполняя ею пространство холста. Однако девушки здесь не просто еще один элемент пейзажа. Возможно, они, как и любой другой зритель картины, наблюдают смену разных эпох, происходящую на стыке девятнадцатого и двадцатого веков.