Жорж-Пьер Сёра - Коровы на лугу

Жорж-Пьер Сёра - Коровы на лугу
Оригинальное название: Vaches dans un pré
Год создания: около 1883
Месторасположение: частная коллекция
Характеристики: дерево, масло. 15.5 x 24 см
Работа "Коровы на лугу" была написана около 1883 года и является одним из так называемых крокетонов Жоржа Сёра, картин, написанных на деревянных панелях, которые он мог брать на природу для рисования с натуры. Иногда ошибочно описываемые как крышки от сигарных коробок, панели, которые использовал Сёра, обычно были сделаны из орехового или красного дерева. Сёра часто не грунтовал свои панели, позволяя богатому цвету дерева добавить собственную теплую основу в финальную композицию. Именно в этих крокетонах Сёра разработал визуальный язык, который должен был привести к его знаменитому шедевру "Купальщики в Аньере", где он постепенно продвигался к новой концепции живописи, основанной на теории цвета. Неоимпрессионизм, который возглавил Сёра, оказал заметное влияние на цветовые теории для ряда художников, вызвав новое понимание и доверие к авангарду, а также приведя к принятию пуантилизма и, следовательно, дивизионизма.

Возвращаясь к содержанию настоящей работы можно обнаружить те самые экспериментальные находки Сёра в области цвета, позднее реализованные в полноразмерных картинах. Выполненная в самых разных оттенках зеленого, работа демонстрирует умело выстроенную глубину сцены за счет череды темных и светлых участков зеленого луга. На заднем плане поднимается беспросветная гряда деревьев, над которой в верхнем правом углу проступает алеющая полоса вечернего неба. Две коровы коричневой масти акцентируют внимание на фоне почти однотонного пастбища. Ближайшая из них улеглась на землю, повернувшись крупом к зрителю. Вторая корова склонилась к траве, ее очертания еле различимы. Чтобы передать эффект слегка пожухлой растительности, Сёра использует тонкие диагональные штрихи светло-зеленого и охряный цветов, а в некоторых местах зигзагообразные горизонтальные линии. Ограниченная палитра как нельзя лучше подходит для изображения природного ландшафта в условиях слабого освещения и недостатка объектов.

В своих крокетонах Сёра исследовал всю природу отношений между цветом и формой, используя свои знания из постоянно развивающейся науки о восприятии. Сёра сумел запечатлеть свет, цвет и форму с помощью фактурных мазков кисти, придавая композиции мерцающий, почти импрессионистский вид. Такие работы, как "Коровы на лугу", были передовыми аренами экспериментов, которые привели к самым глобальным изменениям в развитии авангарда. Глядя на слишком короткую карьеру Сёра, жестоко прерванную его смертью, удивительно видеть успех, которого он добился за короткий период своей "творческой" зрелости.