Поль Синьяк - Площадь Клиши

Поль Синьяк - Площадь Клиши
Оригинальное название: Place de Clichy
Год создания: 1887
Месторасположение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Характеристики: дерево, масло. 27.3 x 35.6 см
На этой небольшой панели изображен северо-западный угол площади Клиши, просторной и хорошо известной площади на северо-западе Парижа, образованной пересечением шести главных артерий города - бульвара Клиши и бульвара Батиньоль, проспекта Клиши и улицы Клиши, улицы Амстердам и улицы Санкт-Петербург. Расположенная в районе Батиньоль недалеко от Монмартра, площадь находилась рядом с улицей Фрошо, где вырос Синьяк, и поблизости от его мастерской на бульваре Клиши, которую художник арендовал в 1886 году. Хотя площадь обычно была оживленной, Синьяк предпочел сделать ее почти пустой. Две фигуры приближаются друг к другу, переходя улицу слева; позади них полдюжины одиноких мужчин и женщин движутся в противоположных направлениях. Три фигуры заполняют сцену: два человека находятся в центре тротуара слева, а третья - женщина с заметной суетой появляется на картине справа. Еще более удивительным является пустота, которую Синьяк оставил в середине композиции. Художник смело расположил все на периферии, заполнив то, что традиционно было бы самой важной частью вида множественными штрихами ярких тонов. Намеченные отдельными мазками булыжники мостовой привлекают к себе внимание, подчеркивая смелую композиционную технику Синьяка и добавляя силу его новаторскому стилю. Обрезанная фигура слева и еще более радикально сокращенная карета справа символизируют фрагментацию современной жизни в Париже конца девятнадцатого века. Менее напористым, но не менее эффектным является изолированный столб в центре у обочины, а слева - героическая статуя маршала Монси на своем массивном пьедестале, отмечающая успешную оборону этой части Парижа в 1814 году против приближающейся русской армии. Столб и мемориал кажутся оторванными от своего окружения, несмотря на то, что столб перекликается с вертикальными тентовыми опорами позади него, а статуя совпадает с дымовыми трубами на крыше жилого дома. На самом деле, сопоставление больших форм прямоугольного залитого солнцем здания, треугольной вершины карусели и игрушечных парусников в заднем отсеке фургона, выходящего из композиции справа, усиливают чувство согласованного сосуществования, присущее жизни во французской столице. В дополнение к уличной ярмарке, оживляющей площадь, Синьяк даже включает огромную лошадь или корову в центре, слева. Таким образом, художник зафиксировал противоречия городской жизни: пустынные или населенные общественные пространства; люди и предметы в движении или застывшие во времени. Тем не менее конкурентные аспекты современного Парижа в городском представлении Синьяка смягчаются красивым теплым светом, который окутывает жилой дом и пронизывает цвета по всей сцене, особенно на улице, лучистым свечением. Синьяк был хорошо осведомлен о достижениях импрессионистов, и настоящая работа показывает, что он усвоил их заповеди - в ее обрезанных фигурах, чувстве момента, очевидных разобщениях и контрастной палитре; булыжники в центре, например, напоминают знаменитую "Парижскую улицу в дождливую погоду" Гюстава Кайботта. Хотя во многих отношениях — обстановке, теме и масштабе, картина Синьяка более скромна по своему воздействию, чем работы импрессионистов, прикосновение художника и нагруженная кисть выделяются как свидетельство его попытки подражать манере своего друга Сёра и выковать новый стиль, основанный на тщательном рассмотрении цвета и света. Несмотря на то, что панель подписана и датирована 1889 годом, фактически работа была написана в 1887 году. Это говорит о том, что Синьяк датировал и подписал картину через некоторое время после ее завершения, выбрав неправильный год. Интересно, что Синьяк подарил панель своему близкому другу Жюлю Кристофу - очевидный признак того, насколько он ценил ее как произведение искусства.