Поль Синьяк - Суда

Поль Синьяк - Суда
Оригинальное название: Les Bateaux
Год создания: 1895
Месторасположение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Характеристики: бумага, цветная литография. 32 x 40 см
Поль Синьяк был французским художником-неоимпрессионистом, который вместе с Жоржем Сёра разработали изобразительную технику пуантилизма. Синьяк писал пленэрные картины в яркой палитре, прежде чем перейти к стилю дивизионизма, основанному на наблюдении и непосредственном изучении природы. Этот пуантилистский метод был построен на делении, цветовых контрастах и математических ритмах. Он отмечал свои наблюдения, всегда находя наилучшие способы уловить множественные эффекты света и присутствия солнца. Связывая свою работу с музыкальными композициями, до 1893 года он присваивал каждому полотну номер опуса, иногда добавляя музыкальные названия, позволяя визуальной гармонии совпасть с музыкальной и социальной согласованностью.

Побережье Средиземного моря является центральной темой картин Синьяка. Он приобрел виллу Ла Юн на юге Франции в Сен-Тропе в 1897 году, куда возвращался каждое лето, привозя с собой нескольких друзей, художников и писателей, в том числе Анри Матисса и Анри Эдмона Кросса. Синьяк постоянно искал новые сюжеты для рисования, часто путешествуя по таким портам, как Ла-Рошель, Марсель, Генуя, Роттердам, Венеция и Стамбул. Синьяк любил парусный спорт и начал путешествовать в 1892 году, заплывая на небольшой лодке почти во все порты Франции.

Убежденный яхтсмен, он применил свою новую технику к ландшафтам и морским пейзажам с 1887 по 1895 годы, написав серию картин, посвященных набережным Парижа, порту Ла-Рошель и видам Сен-Рафаэля и Антиба. Его стремление к путешествиям объясняет обилие акварели в его работах, особенно после 1910 года, а также его быстрый и точный стиль. Из разных портов захода Синьяк привозил яркие, красочные акварели, быстро набросанные с натуры. По этим наброскам он рисовал большие студийные полотна, тщательно обработанные маленькими мозаичными квадратиками цвета, сильно отличающимися от крошечных пестрых точек, ранее использовавшихся Сёра.

В каждый период своей жизни, в каждом месте жительства художник Поль Синьяк проводил время в компании лодок. И за штурвалом яхты, и перед мольбертом он чувствовал себя как дома, его работы передают чувство приключения и свободы, воплощенное в парусном спорте. Синьяк купил свою первую лодку, будучи еще подростком, и к двадцати пяти годам уже рисовал парижские мосты с борта своего катера. В общей сложности ему принадлежало почти тридцать судов, от речной лодки длиной несколько метров до морской яхты длиной более десяти метров. Синьяк владел весельной лодкой, норвежской гребной лодкой, парусником для морских круизов, каноэ, гоночными и американским судами.

Синьяк был увлеченным моряком, и это, безусловно, говорит о его замечательных воспоминаниях о пятнистом свете на воде. На многих его картинах изображены сцены кораблей в гавани или плывущих обратно в док, представлены мосты и береговая линия, как в городских гаванях, так и в сельской местности. За свою карьеру Синьяк создал всего 12 цветных литографий, и именно к этой избранной группе принадлежит настоящая гравюра. На данном полотне несколько величественных кораблей-клиперов плывут по морю или стоят на рейде, два из них идут под всеми парусами. С помощью мелких черточек на переднем плане художник умело передал рябь воды. Сцена полна розовых, сиреневых, желтых и зеленых оттенков туманно-светлого утра. В этом большая разница в искусстве Синьяка и Сёра. Работы Сёра обычно состоят из очень естественных, землистых цветов. Многие из его картин напоминают афиши парков и театральных сцен. Напротив, картины Синьяка представляют собой красочные водные пейзажи. Еще одно различие между двумя художниками-основателями пуантилизма заключается в том, что Синьяк не всегда использовал круглые точки в качестве отдельных мазков краски, составляющих всю картину. Черточки - крошечные прямоугольники - это то, что Синьяк обычно применял для составления своих работ, что редко наблюдается в работах его друга Сёра.