Мэри Кассат - Портрет художницы

Мэри Кассат - Портрет художницы
Оригинальное название: Portrait of the Artist
Год создания: 1878
Месторасположение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Характеристики: бумага, гуашь. 60 x 41.1 см
Мэри Кассат написала этот автопортрет, один из двух ныне известных, через год после того, как Эдгар Дега пригласил ее на выставку импрессионистов. Его влияние проявляется в необычном травянистом фоне, внимании к контрастным дополнительным цветам, смелой и непринужденной асимметричной позе фигуры. Спокойный, но вопрошающий взгляд вместе с силой покоящегося на подушке локтя и скрытой энергией сложенных рук отражают внутренние противоречия и натуру художницы. Мэри Кассат, чей отец был филадельфийским банкиром, а брат стал президентом Пенсильванской железной дороги, хотела изучать живопись и покинула Филадельфию по двум причинам: ей было отказано в разрешении исследовать обнаженную натуру в авангардных классах Пенсильванской академии искусств, после чего она бросила вызов властному отрицанию отцом ее желания посвятить жизнь искусству.

В Париже в конце 1870-х и начале 1880-х годов Кассат была тесно связана с Дега, часто сопровождая его в ежедневных выходах, где Дега собирал материал для картин с сюжетами из повседневной жизни. Известно об их сотрудничестве в двух пастельных рисунках Дега, где Кассат выступила в роли женщины, посещающей салон модистки. И хотя цветочная шляпка Кассат с большим бантом в автопортрете и работах Дега очень похожи, ее белый кружевной наряд выглядит более экстравагантно по сравнению с коричневым платьем в одной из сцен с модисткой. Вероятно, ради благоразумия и приличия она старалась свести к минимуму свою роль в его работах. Тем не менее, художница остро интересовалась модой своего времени, придавая ей огромное значение в своих картинах. Живя во Франции, она покупала одежду только на заказ, часто отправляя ее своей процветающей семье и друзьям в Соединенные Штаты. В 1880 году Кассат пишет свой второй акварельный портрет в куда более свободном стиле.

Луизин Элдер (в замужестве госпожа Хэвемайер), молодая американская студентка по искусству, с которой Кассат познакомилась в Париже в 1874 году, приобрела "Портрет художницы" в 1879 году. Хэвемайер станет большим другом Кассат и ее американским покровителем, позднее пожертвовав большую часть своей коллекции импрессионистов Метрополитен-музею.