Эдгар Дега - Женщина, сидящая у вазы с цветами
Оригинальное название: Femme aux chrysanthèmes
Год создания: 1865
Год создания: 1865
Месторасположение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Характеристики: холст, масло. 73.7 x 92.7 см
Характеристики: холст, масло. 73.7 x 92.7 см
На картине изображена типичная сельская сцена. Окно справа открывает вид на густую зелень сада, а свежесрезанные садовые цветы собраны в огромный яркий букет, доминирующий в композиции. Но это не хризантемы, как принято считать, а смесь белых, розовых и голубых астр, черных и желтых васильков, гайлардий и георгинов. Цветущие в конце лета, эти цветы обычно растут в клумбах и ухоженных садах рядом с огородом. Сидящая с отстраненным взглядом женщина небрежно одета, ее садовые перчатки сняты и лежат на столе, черный шарф обернут вокруг шеи. Вероятно, это хозяйка дома, которая вышла утром собрать цветы для своего букета; она поставила их в вазу и, уставшая, присела на минутку, чтобы отдохнуть. Именно этот заключительный момент буржуазного ритуала Дега взял для столь великолепного портрета.
Время года (август или сентябрь), сельская местность и возраст женщины - все указывает на то, что последняя является членом семьи Вальпинсон. Начиная с начала 1860-х годов, Дега часто останавливался в их имении Мениль-Юбер, и оно явно стало одним из его любимых мест. Хотя не известно, как он провел лето 1865 года, вполне разумно предположить, что он отправился туда и нашел возможность осуществить давно отложенный проект, который обдумывал с начала 1860-х годов, портрет "жены Поля". Единственным подтверждением этой версии является небольшой рисунок, вероятно, вырванный из записной книжки, которую Дега использовал в Мениль-Юбер в 1862 году. Среди нескольких карикатурных фигур, нарисованных карандашом и иногда подчеркнутых красным мелком, появляется характерное лицо "мадам Поль" с широко открытыми живыми темными глазами, большим плоским лицом и широким ртом, которое могло принадлежать нашей до сих пор неизвестной натурщице.
Другая проблема, поднятая этим полотном, заключается в том, как оно было написано. Принято считать, что Дега сначала нарисовал вазу с цветами, а фигуру молодой женщины добавил не по центру намного позже. Частично стертая дата в левом нижнем углу холста, обычно читаемая как "1858" или иногда "1868", расположена рядом с очень разборчивой "1865", что подтверждает это предположение. Однако гипотеза об оригинальном натюрморте вряд ли кажется правдоподобной. Стилистически этот букет не мог быть написан во время пребывания художника в Италии, и эти цветы растут не на юге, а только в более умеренном климате. Если бы этот букет на столе оказался единственным в композиции картины, то это был бы уникальный пример букета в интерьере в творчестве Дега. Наконец, согласно недавней рентгенограмме, прочтение "1858" неверно и эту дату тоже следует читать как "1865".
Настоящий портрет сильно отличается от двух других, с которыми его часто сравнивают: "Шпалера с цветами" Курбе и "Букет ромашек" Милле, оба из которых являются истинно жанровыми сценами. Знакомая и типичная поза сидящей усиливается ее нецентральным положением, но она ни в коем случае не является периферийной. Помещая женщину на край картины, Дега парадоксальным образом придает ей большее значение. Пышный букет, обволакивающий ее шею и посягающий на рукав, становится атрибутом окружения натурщицы. Все здесь говорит о том, что можно было бы назвать спокойным беспорядком - взрыв разноцветных цветов, поношенный и мятый халат, небрежно наброшенный шарф, завитки на лбу, оборки на шляпке, богатый узор скатерти, переплетение цветочных мотивов обоев и роскошь сада, едва виднеющегося вдали.
Время года (август или сентябрь), сельская местность и возраст женщины - все указывает на то, что последняя является членом семьи Вальпинсон. Начиная с начала 1860-х годов, Дега часто останавливался в их имении Мениль-Юбер, и оно явно стало одним из его любимых мест. Хотя не известно, как он провел лето 1865 года, вполне разумно предположить, что он отправился туда и нашел возможность осуществить давно отложенный проект, который обдумывал с начала 1860-х годов, портрет "жены Поля". Единственным подтверждением этой версии является небольшой рисунок, вероятно, вырванный из записной книжки, которую Дега использовал в Мениль-Юбер в 1862 году. Среди нескольких карикатурных фигур, нарисованных карандашом и иногда подчеркнутых красным мелком, появляется характерное лицо "мадам Поль" с широко открытыми живыми темными глазами, большим плоским лицом и широким ртом, которое могло принадлежать нашей до сих пор неизвестной натурщице.
Другая проблема, поднятая этим полотном, заключается в том, как оно было написано. Принято считать, что Дега сначала нарисовал вазу с цветами, а фигуру молодой женщины добавил не по центру намного позже. Частично стертая дата в левом нижнем углу холста, обычно читаемая как "1858" или иногда "1868", расположена рядом с очень разборчивой "1865", что подтверждает это предположение. Однако гипотеза об оригинальном натюрморте вряд ли кажется правдоподобной. Стилистически этот букет не мог быть написан во время пребывания художника в Италии, и эти цветы растут не на юге, а только в более умеренном климате. Если бы этот букет на столе оказался единственным в композиции картины, то это был бы уникальный пример букета в интерьере в творчестве Дега. Наконец, согласно недавней рентгенограмме, прочтение "1858" неверно и эту дату тоже следует читать как "1865".
Настоящий портрет сильно отличается от двух других, с которыми его часто сравнивают: "Шпалера с цветами" Курбе и "Букет ромашек" Милле, оба из которых являются истинно жанровыми сценами. Знакомая и типичная поза сидящей усиливается ее нецентральным положением, но она ни в коем случае не является периферийной. Помещая женщину на край картины, Дега парадоксальным образом придает ей большее значение. Пышный букет, обволакивающий ее шею и посягающий на рукав, становится атрибутом окружения натурщицы. Все здесь говорит о том, что можно было бы назвать спокойным беспорядком - взрыв разноцветных цветов, поношенный и мятый халат, небрежно наброшенный шарф, завитки на лбу, оборки на шляпке, богатый узор скатерти, переплетение цветочных мотивов обоев и роскошь сада, едва виднеющегося вдали.