Эдуард Мане - Мадам Мане за роялем

Эдуард Мане - Мадам Мане за роялем
Оригинальное название: Madame Manet au piano
Год создания: около 1868
Месторасположение: Музей Орсе, Париж
Характеристики: холст, масло. 38.5 x 46.5 см
До изобретения радио и граммофона любителям музыки приходилось самим исполнять музыкальные произведения посредством нот. Особенным успехом у них пользовалось фортепиано, или две его разновидности - рояль и пианино. По некоторым оценкам в 1860 году в Париже насчитывалось около 20 тысяч преподавателей игры на пианино. В 1849 году отец Мане нанимает Сюзанну Леенхофф для обучения игре на фортепиано двух своих младших сыновей, Эжена и Гюстава. Будучи дочерью органиста, она увлекается музыкой немецких композиторов: Бетховена, Шумана и Вагнера, получивших широкую известность во Франции к этому времени, а также современными французскими композиторами, такими как ее друг Шабрие, посвятивший ей свои импровизации на фортепиано в 1873 году. Между Эдуардом Мане и Сюзанной завязываются близкие отношения, которые приведут к их браку в 1863 году. В своей родной квартире на бульваре Батиньоль, а после октября 1866 года в квартире на улице Санкт-Петербург семья Мане регулярно проводит музыкальные вечера, на которых присутствуют Фантен-Латур и Дега. Между 1867 и 1868 годами Дега изображает Сюзанну за роялем на фоне дивана с белой накидкой, на котором расположился сам Эдуард Мане. Преподнеся портрет Мане и получив от него взамен натюрморт "Сливы", Дега через некоторое время узнает, что Мане обнаружил "искажение в чертах своей дорогой Сюзанны" и срезал часть полотна с фигурой жены. Вскоре после этого инцидента он принимается за свою собственную версию испорченного портрета. Местом действия картины служит та же самая гостиная на четвертом этаже дома 49 по улице Санкт-Петербург. Стена комнаты украшена светлыми панелями с золоченной окантовкой, а кресла защищены белыми чехлами. В правом верхнем углу в зеркале отражается небольшой натюрморт, часы и несколько подсвечников. Сюзанна Мане одета в стильное черное платье, а ее руки хорошо видны благодаря высокой точке обзора, выбранной художником.