Эдуард Мане - Олимпия

Эдуард Мане - Олимпия
Оригинальное название: Olympia
Год создания: 1863
Месторасположение: Музей Орсе, Париж
Характеристики: холст, масло. 130.5 x 191 см
Вслед за "Завтраком на траве" Эдуард Мане продолжил шокировать публику своей "Олимпией". Моделью для картины вновь выступила любимая на тот момент модель Мане 19-летняя Викторина Меран. Обнаженная женщина лежит на кровати, у которой склонилась темнокожая служанка с букетом цветов. Взгляд женщины без стеснения устремлен на предполагаемого зрителя. Ряд признаков указывает, что Олимпия без сомнения являлась проституткой. Цветок розовой орхидеи в волосах, браслет и серьги, восточное покрывало на кровати говорят о богатстве и чувственности. Черная ленточка на шее резко контрастирует с бледной кожей, а скинутая туфелька подчеркивает сладострастность сцены. К тому же Олимпией часто нарицательно называли проституток в Париже 1860-х годов. Прообразом для создания композиции могла служить картина "Венера Урбинская" Тициана, написанная им в 1538 году. Но если Венера Тициана левой рукой пытается завлечь незадачливого зрителя, то жест Олимпии может быть истолкован как приглашение заплатить в обмен за сексуальную независимость. Маленькую собачку (символ верности) Мане заменил на черную кошку, которая традиционно символизировала проституцию. Похожие картины с обнаженной женщиной и темнокожим слугой можно найти у Жана Огюста Энгра, Леона Бенувиля и Шарля Жалабера. Но главным отличием от других картин было то, что Мане изобразил не богиню или одалиску, а первоклассную проститутку, ожидающую очередного клиента. Художником опять была поднята запретная тема в обществе, что вызвало непонимание и скандал. Впервые представленная на Парижском салоне 1865 года, "Олимпия" была признана аморальной и вульгарной. Толпы зрителей приходили исключительно на "Олимпию", высмеивая и оскорбляя автора. Эдгар Дега признал, что "мужество, проявленное Мане, сравнимо только с мужеством полководца Гарибальди".