Эдуард Мане - Расстрел императора Максимилиана

Эдуард Мане - Расстрел императора Максимилиана
Оригинальное название: L'Exécution de Maximilien
Год создания: 1867
Месторасположение: Кунстхалле, Мангейм
Характеристики: холст, масло. 253 x 305 см
Данное масштабное полотно относится к серии работ Эдуарда Мане, написанных между 1867 и 1869 годами, и изображающих расстрел императора Максимилиана I, ставшего последним монархом Мексиканской империи. В 1861 году союзные войска Франции, Испании и Великобритании вторглись в Мексику для возврата долга, накопившегося у местного правительства. Дальнейшей оккупации страны не последовало, и в 1863 году Наполеон III предложил престол Мексиканской империи австрийскому эрцгерцогу Максимилиану Габсбургу. План Наполеона управлять Мексикой через Максимилиана был не просто неэффективен, но по сути, катастрофичен. К моменту прибытия Максимилиана в Мексику в 1864 году, контроль Франции был существенно ослаблен. Через полтора года Наполеон объявил о выводе французского экспедиционного корпуса из страны. Брошенный и незащищенный, император был захвачен мексиканскими националистами и приговорен к смерти. 19 июня 1867 года Максимилиан Габсбург вместе со своими соратниками был расстрелян на холме Лас-Кампанас в Керетаро. Произошедшее событие потрясло Европу, и Мане, находясь под впечатлением от услышанного, изображает свое виденье этой трагедии. Максимилиан в окружении двух преданных генералов отделен от солдат, нацеливших на них свои ружья. Удивительно, как отрешенно художник представил эту кульминационную сцену насилия. Один из офицеров справа спокойно проверяет свою винтовку, а лица зрителей на заднем плане довольно апатичны. Шляпа Максимилиана задрана вверх, что придает ему вид мученика с нимбом, однако лицо написано грубо и кажется размытым. Композиция картины является прямой отсылкой к знаменитому холсту "Третье мая 1808 года в Мадриде" Франсиско Гойи, изображающего массовый расстрел испанских повстанцев французскими войсками. Но если в картине Гойи показаны абсолютные герои и злодеи, тон работы Мане по-прежнему отрешен и неоднозначен. Подобно журналисту, Мане, кажется, уклоняется от принятия окончательной позиции по поводу скандальных событий, произошедших вокруг расстрела Максимилиана. Неявная критика действий Наполеона III привела к правительственной цензуре картины, которой было отказано в публичном показе вплоть до 1879 года.