Берта Моризо - Эжен Мане с дочерью в Буживале

Берта Моризо - Эжен Мане с дочерью в Буживале
Оригинальное название: Eugène Manet et sa fille dans le jardin de Bougival
Год создания: 1881
Месторасположение: Музей Мармоттан-Моне, Париж
Характеристики: холст, масло. 73 x 92 см
Берта Моризо жила и работала в Буживале на улице Рю-де-ля-Принцесс 4, где она снимала дом и проводила там каждое лето с 1881 по 1884 годы. В течение 1882 года она проводила большую часть времени в этом доме со своим мужем Эженом Мане и дочерью Жюли. В доме был очень большой сад, полный цветов. Она написала там около сорока картин. Художница использовала светлые, переливающиеся оттенки. Свет играл важную роль. Она любила изображать природу, особенно сад, будь то с цветами или с людьми за своими занятиями. У нее был индивидуальный художественный стиль, который отличал ее от друзей-импрессионистов. Берта Моризо писала, что в Буживале она прожила свои самые счастливые минуты. В то время она была признанной художницей, столпом движения импрессионистов. В мире живописи, где женщины отсутствуют и даже не имеют права учиться изящным искусствам, она - исключение. Критики хвалили ее уникальный стиль, быстроту движений, светлые тона.

"Эжен Мане с дочерью в Буживале" - семейная картина Берты Моризо, на которой в стиле импрессионизма изображены ее муж и дочь в возрасте 3 лет. Представленная сцена необычная, поскольку большинство импрессионистов были мужчинами и поэтому рисовали матерей с дочерьми. Местом, как следует из названия, является Буживаль, привлекательный пригород Парижа, куда, среди деревьев на берегу Сены, приезжали писать картины Моне, Ренуар, Сислей, а также Моризо и ее муж, сделав это место важнейшим географическим ориентиром в истории импрессионизма и французской живописи в целом.

На картине изображена нежная сцена между отцом и дочерью в окружении пышного сада. Отец и дочь сидят на скамейке в парке. Эжен смотрит на небольшой столик, лежащий у него на коленях, поверх которого его маленькая дочь Жюли разложила коллекцию игрушек. Виднеющиеся вдалеке железные перила наводят на мысль, что они находятся на берегу Сены. Скопление цветов позади них говорит о том, что сейчас сезон цветения, но на моделях просторная плотная одежда, и руки отца спрятаны в карманы. Эжен Мане в коричневом костюме и шляпе смотрит на свою маленькую дочь, девочка, одетая в нежное розовое платье и белую шляпку, излучает детскую невинность и увлеченность своей игрой.

Эжен, муж Моризо и брат более известного Эдуарда Мане, сам был художником-любителем и государственным деятелем. В рамках импрессионизма он наиболее известен благодаря картинам своего брата и жены. Сцена семейной близости в данной работе исключительна во многих отношениях. Берта Моризо рисует одну из своих редких мужских моделей - на протяжении всего своего творчества она изображала в основном женщин и детей. Но, прежде всего, она представляет современный взгляд на семью. В традиционной живописи отец чаще всего изображается наставляющим своего отпрыска, с книгой в руке и серьезным выражением лица. Показывая мужчину, играющего со своим ребенком, художница отражает изменение отцовской роли в буржуазном обществе. В конце XIX века Мане - идеальный символ меняющихся нравов, в их отношениях женщина оказывается в центре внимания. А он, хоть и сам художник, в основном озабочен карьерой жены. Жюли Мане для Берты Моризо - то же самое, что кувшинки для Клода Моне: ее любимый предмет. Художница изображала ее более семидесяти раз. Точно так же Эдуард Мане, дядя маленькой девочки, или Огюст Ренуар много раз рисовали ее. Позже Жюли Мане будет позировать и своему мужу Эрнесту Руару.

Художница использует пастельные тона, а именно, желтый, розовый, лиловый в написании клумбы, розовый на щеках и платье Жюли. Левый нижний угол за скамейкой и левый верхний угол неокрашены и заретушированы коричневым цветом. Оставлять "пустые" части холста было характерно для художницы. Работа, выполненная длинными и свободными мазками, отражает семейные и прозаические интересы Берты Моризо. Художница мастерски передает идиллическую атмосферу солнечного дня в саду. Яркая зелень листвы и красочные цветы на заднем плане создают ощущение глубины и жизненности. Рассеянный свет, проникающий сквозь листву, отбрасывает мягкие тени и блики, усиливая общий импрессионистический эффект картины. Свободные мазки кисти и акцент на свете и цвете, а не на точных деталях, придают картине сказочный и вызывающий воспоминания характер. Это пример импрессионизма, в котором использование растительности направлено на создание декоративного эффекта. Ее внимание приковано к самым дорогим для нее людям, а все остальное мимолетно.