Жорж-Пьер Сёра - Каменотес с тележкой в Ле Ренси

Жорж-Пьер Сёра - Каменотес с тележкой в Ле Ренси
Оригинальное название: Casseur de pierres à la brouette, Le Raincy
Год создания: 1882
Месторасположение: Собрание Филлипс, Вашингтон
Характеристики: дерево, масло. 15.5 x 24.7 см
Написанная в Ле Ренси к северо-востоку от Парижа, данная работа является одной из нескольких небольших эскизов на панели, сделанных Жоржем Сера в период с 1880 по 1883 годы в самом начале своей карьеры. Большинство этих панелей компактны и представляют рабочих - жнецов, огородников, косарей, камнетесов, трудящихся на залитых солнцем полях и дорогах в пригороде Парижа. Выбор Сера полевых работ как основного предмета отражает влияние Жана-Франсуа Милле, однако, в отличие от Милле он не стремился показать идеологическое или социальное толкование тягот крестьянской жизни. Милле формирует четко сельскую местность с фигурами, но работник Сера может быть в равной степени и разнорабочим, и небольшим землевладельцем, разбивающим камни для собственных нужд. Палитра на картине схожа с рисованием в середине века и напоминает Милле и Домье. Изображая безымянных тружеников, дробящих горные породы на дороге, Сера имеет схожесть с Курбе, который обращался к этой же теме тридцать лет назад. Как Курбе, Сера считает камнетесов достойным внимания образом без придуманной игры на эмоциях рабочих. Представляя сочувствие к тяжелому труду сельских работников, художника интересовал и вопрос композиции и контраста света и цвета. Коричневая панель формирует основной цвет тачки и брюки мужчины. Выше рабочего и тачки Сера прописал темно-зеленый цвет, формирующийся из оранжево-коричневых, лилово-синих и пурпурных оттенков. Несмотря на неглубокое пространство, есть убедительное ощущение трехмерности благодаря тому, что тачка выделяется краями вверх и имеет ярко выраженную тень. Красноватые от загара предплечья человека являются самым ярким цветом на панели. Композиция символически связывает работника и тачку. Ручки тележки параллельны рукам человека, ее профиль повторяет наклонный контур мужчины. Название картины дано самим художником, он присваивает панели восьмой номер из двенадцати, но подпись в правом нижнем углу сделана не автором. В 1891 году дилер Леонс Молин проштамповал двадцать панелей и одиннадцать рисунков красным цветом в подтверждение того, что они поступили от наследников Сера, в основном, от Мадлен Кноблох.