Жорж-Пьер Сёра - Берег реки

Жорж-Пьер Сёра - Берег реки
Оригинальное название: Paysage d'eau
Год создания: 1882-1883
Месторасположение: частная коллекция
Характеристики: дерево, масло. 16 x 25 см
Перед нанесением краски на эту панель Сёра покрыл ее белилами, применив редкую для него процедуру. Обычно он работал непосредственно на коричневом фоне деревянной панели, который служил и как промежуточный тон, и как теплый цвет для контраста с пигментами. У белого нет тонов, чтобы внести свой вклад в окончательный результат, и он легче остальных цветов, поэтому для него требуется совершенно иная техника. Сёра, несомненно, наблюдал картины импрессионистов на светлом фоне, и в этом речном пейзаже, типичном объекте для импрессионистов, он заимствовал их технику работы. Например, чтобы написать зеленую листву, он сначала нанес на белую основу тонкий слой зеленого, а затем поверх него несколько светло-зеленых, желто-зеленых и сине-зеленых перекрестных мазков. Несмотря на внешнее сходство с другими его панелями, результат оказался сравнительно бледным из-за недостатка контраста с более глубоким тоном оранжево-коричневой древесины. Принцип контраста был более близок к внутреннему цветовому ощущению Сёра, из-за чего теплый тон основания оставался в основе его техники до 1887 года, после чего он стал отдавать предпочтение более светлым пигментам. Американский физик Огден Руд, известный за свою работу в теории цвета, отметил, что светлая основа увеличивает яркость и насыщенность многих цветов, имея в виду прозрачные глазури, нанесённые на белую основу, позволяющие ей светить через тонкое покрытие. Он постоянно призывал художников искать яркость в цвете, не придавая большого значения белому. Рекомендуя смешивать несколько цветов, фактически его труды не могли быть в основе техники импрессионистов. Панель Сёра стала экспериментом с яркостью, показывающим, что он продолжал развивать свою собственную технику на практике. При этом в этой небольшой работе присутствует один элемент, ставший находкой Сера: это синяя ветка, ниспадающая в верхней части композиции. Интенсивность синего стала его собственным штрихом, так же как и фрагментарное присутствие ветки. Сезанн часто использовал подобный прием, но Сёра не мог видеть его работ в начале 1880-х.