Гюстав Кайботт - Сена в Аржантей

Гюстав Кайботт - Сена в Аржантей
Оригинальное название: La Seine à Argenteuil
Год создания: 1892
Месторасположение: Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун
Характеристики: холст, масло. 54.3 x 65.1 см
К 1887 году Кайботт отказался от своей квартиры в Париже и проводил весь рабочий день в маленькой деревушке Пети-Женвилье, занимаясь рисованием и все чаще проектируя и строя лодки для парусного спорта. Его полотна раскрывали естественную красоту пейзажа, волнение парусных регат, изящные линии недавно построенных яхт, и вместе с тем демонстрировали дымовые трубы заводов вдоль реки. В работе "Сена в Аржантей" Кайботт отмечает природную красоту этого места и ее растущую индустриализацию, объединяя в одном холсте темы сельской безвременности и городской модернизации, которые он исследовал отдельно в 1870-х годах. Через V-образную рамку из пышных кустарников и зеленой травы художник выделяет участок Сены с серией зданий и двумя высокими дымовыми трубами, принадлежащими фабрикам Аржантей. В длинном прямоугольном строении можно узнать судостроительную верфь Шантье, основанную в 1874 году. Изображая эту сцену, Кайботт установил свой мольберт возле Иль-Маранте или Маранды, острова в форме ромба, который в девятнадцатом веке разделял более широкую часть Сены от ее меньшего притока, известного как Пети-Брас. На картине Кайботта Иль-Маранте, густо заросший тополями и другими деревьями, создает яркий контраст с фабричным городом, видимым за его пределами. Здесь первозданная природа, казалось бы нетронутая, стоит особняком от механизированного современного мира. Формально Кайботт выделил и размыл различие между природным и человеческим в этом холсте. Кусты на переднем плане написаны в виде окружности, тополя на острове в форме овала. Это органические формы, хотя и не обязательно состоящие из круговых мазков, контрастируют со строго геометрическими строениями Аржантей. Дымовые трубы представляют собой тонкие вертикальные прямоугольники, а заводские здания и дома города состоят из прямоугольников и квадратов с резко сочлененными треугольными крышами. Однако Кайботт не выдерживает формального различия между естественным и производимым. Промышленность и природа сливаются там, где дым из трубы поднимается и встречается с белыми кучевыми облаками. Лавандово-серый дым из заводских труб вливается в атмосферу, его жидкая органическая форма перекликается с изогнутыми краями облаков. Кайботт даже использовал одну и ту же краску, чтобы придать очертание массе облаков и клубам сизого дыма. В холсте Кайботта природа и промышленность являются как отдельными, так и симбиотическими сущностями. Манера письма выполнена в энергичном и разнообразном на протяжении всей картины ключе. Травянистые берега на переднем плане расписаны быстрыми короткими мазками пигмента. В этой части холста было использовано несколько слоев краски грязно-зеленого и светло-зеленого тонов, нанесенных на изумрудно-зеленый с бордовым, синим и белым акцентами в нижней части картины. Река состоит из кобальтовой синевы разных оттенков, белая и синяя краски здесь тщательно не смешиваются, а чистый белый предполагает вспенивание воды у берега реки. Облака в небе окрашены круговыми мазками, свободные штрихи подчеркивают их нематериальность. После завершения работы Кайботт подарил "Сену в Аржантей" своему другу Пьеру Работу. Житель Пети-Женвилье, Работ, как и Кайботт, слыл заядлым лодочником. В 1892 году, примерно в то же время, когда был исполнен данный пейзаж, Кайботт написал портрет Работа. Хотя об их отношениях мало что известно, именно Работ подписал свидетельство о смерти Кайботта в 1894 году.