Гюстав Кайботт - Лодки на якоре на Сене в Аржантей
Оригинальное название: Bateaux au mouillage sur la Seine à Argenteuil
Год создания: 1892
Год создания: 1892
Месторасположение: частная коллекция
Характеристики: холст, масло. 60 x 73.7 см
Характеристики: холст, масло. 60 x 73.7 см
Расположенный в одиннадцати километрах к западу от Парижа, Аржантей и его окрестности получили известность во второй половине девятнадцатого века как рай для лодочников. Его элегантный яхт-клуб был хорошо известен в этом регионе, а ежегодные парусные регаты и другие водные мероприятия в летние месяцы привлекали толпы гостей из столицы. Жилище Кайботта располагалось рядом с Парижским парусным клубом, а в декабре 1881 года Кайботт был назначен председателем подкомитета парусных регат в Кабуре и Буживале. Картина "Лодки на якоре", написанная в 1892 году, иллюстрирует импрессионисткую технику Кайботта в пленэрной живописи и его любовь к парусному спорту. На картине изображен участок Сены рядом с островом Иль-Маранте, расположенным напротив Аржантей. В правой части композиции виднеется Шато Мишле, раскинувшееся на побережье Аржантей. Возможно, Кайботт нарисовал настоящую работу с лодки, похожей на ту, которую Моне использовал во многих своих живописных экскурсиях по реке. Этот район вдоль Сены был излюбленным местом среди импрессионистов, и в начале 1870-х годов предоставил достаточно сюжетов для таких художников, как Мане, Ренуар и Моне. В своем исследовании лодок на Сене Кайботт следовал по стопам Клода Моне, который жил и работал в Аржантей с 1871 по 1878 годы. Однако регулярные визиты художника в Аржантей начались лишь после отъезда Моне, что могло быть связано с его внутренним запретом на расходящийся с Моне взгляд на эти места. В центре внимания Кайботта в Аржантей оказывались острые, как бритва, детали пейзажа, которые часто таяли в дымке импрессионистских полотен Моне. Например здесь его взгляд сосредоточен на водной ряби, окружающей яхты, где поверхность воды отражает небо с насыщенными синими, зелеными и серовато-стальными тонами. Четкость и специфичность изображения, а также угол, с которого оно было написано, придают композиции почти фотографическое качество. Потрясающая композиция Кайботта документирует быстро меняющуюся обстановку и структурные элементы, присущие современной жизни. В "Лодках на якоре" палитра и кисть резонируют с волнением современности, происходящим перед глазами художника. Первым владельцем этой картины стал Марсиаль Кайботт, который унаследовал многие полотна своего брата после его смерти в 1894 году. В том же 1894 году Марсиаль представил данную работу публике на ретроспективной выставке, организованной Дюран-Рюэлем в Париже.