Гюстав Кайботт - Гребец в цилиндре
Оригинальное название: Canotier au chapeau haut de forme
Год создания: между 1877-1878
Год создания: между 1877-1878
Месторасположение: частная коллекция
Характеристики: холст, масло. 90 x 117 см
Характеристики: холст, масло. 90 x 117 см
С 1876 года Кайботт вступает в парусный клуб Парижа, расположенный в Аржантей, где знакомится с Эдуардом Мане, Огюстом Ренуаром и Клодом Моне. Общая страсть к парусному спорту стала поводом для создания целой серии картин с гребцами и речными яхтами. Данная работа, больше похожая на портрет, представляет сцену катания на лодке в один из воскресных дней близ семейного поместья в Йере. Мужчина в лодке элегантно одет в полосатую рубашку, контрастирующую с его темной жилеткой. Черный цилиндр одет на голову, однако куртка без церемоний отброшена в сторону. Руки гребца застыли в движении, видны лишь пальцы, крепко сжимающие лодочные весла. Зритель оказывается напротив канотье, тем самым создается ощущение присутствия в лодке. Чтобы создать подобный эффект Кайботт мог использовать фотографию или небольшое возвышение, например мост, из-за невозможности разместить мольберт с холстом в лодке. Личность мужчины неизвестна, хотя это мог быть художник Эдуард Мане, внешне схожий с изображенным гребцом и являющийся другом Кайботта. По описаниям современников Мане был стройным человеком с хорошо развитой мускулатурой, а его любовь к водным прогулкам была хорошо известна. Использование густой краски непосредственно из тубы в сочетании с жесткой и короткой щетиной кисти создают впечатление "неряшливости", исчезающее при отдалении от холста. В апреле 1879 года картина была представлена на четвертой выставке импрессионистов вместе с другими работами художника, объединенными водной темой.