Гюстав Кайботт - Площадь Сент-Огюстен в тумане

Гюстав Кайботт - Площадь Сент-Огюстен в тумане
Оригинальное название: La Place Saint-Augustin, temps brumeux
Год создания: 1878
Месторасположение: частная коллекция
Характеристики: холст, масло. 54 x 65 см
После установления Второй Империи в 1851 году здания Парижа были полностью перестроены. Под руководством барона Османа старые несимметричные улицы города были разрушены и заменены на широкие просторные бульвары, которые стали отличительной чертой большого мегаполиса. Кайботт, родившийся в 1848 году в Париже, стал свидетелем массовых разрушений и нового строительства. Художник в своем творчестве часто обращался к теме преображенного города, изображая улицы, площади, мосты. На данной картине представлен один из таких обновленных бульваров, обрамленный деревьями. Центральную часть композиции занимает прямоугольная площадь. В отличие от уличных сцен Моне и Ренуара, в которых оживленная суета смягчается архитектурой городских пейзажей, здесь передний план не заполнен большим количеством людей, подчеркивая большие размеры новых площадей. Ограниченная палитра синих, серых, бежевых и зеленых оттенков предполагает слегка туманное освещение в холодный весенний день. Вид был сделан с площади Сент-Огюстен, в нескольких кварталах от дома семьи Кайботта, глядя на восток в сторону Оперы. Существует еще одна картина "Казармы Пепиньер", идентичная по размеру, задуманная как дополнение к данному полотну. Вторая работа была написана также на площади Сент-Огюстен, только глядя на улицу Пепиньер. Здание справа на второй картине то же, что появляется слева на холсте "Площадь Сент-Огюстен в тумане". Две картины олицетворяют контраст между Парижем былых времен и современным городом. Улица Пепиньер с ее извилистыми проспектами и крышами разной высоты являлась одним из немногих пережитков старого района. Также различие улиц подтверждается и социальным разнообразием. На улице Пепиньер показаны люди среднего класса в котелках, военный в красных штанах. Сент-Огюстен, напротив, населена нарядной праздно гуляющей публикой, коляски снуют по площади. Картина была показана на четвертой выставке импрессионистов, проходившей в апреле-мае 1879 года, в организации которой Кайботт сыграл ключевую роль. Работы Гюстава были приняты критиками неоднозначно, многие оценили их отрицательно, но художник сохранил оптимизм и стремление к дальнейшей работе.