Гюстав Кайботт - Молодой человек, играющий на пианино
Оригинальное название: Jeune homme au piano
Год создания: 1876
Год создания: 1876
Месторасположение: Художественный музей Бриджстоун, Токио
Характеристики: холст, масло. 81.3 x 116.8 см
Характеристики: холст, масло. 81.3 x 116.8 см
Зимой 1876 года Кайботт получил приглашение принять участие в следующей выставке Независимых. Воодушевленный, художник принялся за работу, чтобы дополнить список своих картин, и создал две сцены семейного интерьера. На одной из них изображен младший брат художника Марсиаль в возрасте 22 лет за фортепиано. Марсиаль был композитором и пианистом конца XIX века, являясь предвестником музыки импрессионизма. Окончив Парижскую консерваторию, он сочинял произведения для фортепиано, оркестра, его композиции были в духе Вагнера и Эрнеста Шоссона. Большинство музыкальных произведений Марсиаля остались неопубликованными и были в виде рукописей. После смерти брата Марсиаль помог Ренуару вступить в наследство по завещанию Гюстава, состоящее из шестидесяти семи работ. После этого дружба между двумя мужчинами укрепилась, Ренуар написал детей Марсиаля Жана и Женевьеву в 1895 году. На данной картине мужчина поглощен игрой на фортепиано, ничего не свидетельствует о том, что он сочиняет музыку, так как нет ни пера, ни чернил, ни бумаги. На инструменте лежит стопка музыкальных книг. Руки нерешительно застыли над клавишами, фиксируя сосредоточенность и задумчивость. Марсиаль одет в мягкий жакет. Черты лица четкие и неподвижные, рот полуоткрыт, мышцы щек расслаблены, только глаза активны и напряжены. Комната, представленная на картине, находится в квартире Кайботтов на улице Миромениль, дом 77 в восьмом округе Парижа на втором этаже. Орнаменты стен, штор, ковер, обивка стульев украшены цветочными мотивами, показывая утонченный интерьер богатого жителя столицы. Из мебели присутствуют два кресла с обивкой в стиле Наполеона III. Двери, выходящие на балкон с балясинами, закрыты. Кружевные занавески в обрамлении тяжелых портьер пропускают дневной свет и рассеивают ясность в комнате. Вибрация бокового освещения смягчает контуры и устраняет четкость картины изысканной игрой тени.
Доминирующая черная масса рояля, занимающая большую часть пространства, находится в углу гостиной, почти приклееная к стене. На крышке отражается вертикальная накладка стены. Черное лакированное фортепиано из палисандрового дерева принадлежало Марсиалю Кайботту, что подтверждается фотографиями. Это очень реалистичный, почти фотографический портрет человека, сосредоточенного на игре на пианино. Атмосфера этой сцены достаточно темная и немного меланхоличная, печать неподвижности и одиночества наложена на всю обстановку. Возможно, это связано с болезнью брата Рене. Марсиаля можно видеть и на других полотнах Гюстава Кайботта, например, "Молодой человек у окна" 1875 года и "Игра в безик" 1881 года. Показанная на второй выставке импрессионистов в 1876 году, картина получила много положительных комментариев. Было отмечено, что работа обладает потрясающей искренностью и открытостью.
Доминирующая черная масса рояля, занимающая большую часть пространства, находится в углу гостиной, почти приклееная к стене. На крышке отражается вертикальная накладка стены. Черное лакированное фортепиано из палисандрового дерева принадлежало Марсиалю Кайботту, что подтверждается фотографиями. Это очень реалистичный, почти фотографический портрет человека, сосредоточенного на игре на пианино. Атмосфера этой сцены достаточно темная и немного меланхоличная, печать неподвижности и одиночества наложена на всю обстановку. Возможно, это связано с болезнью брата Рене. Марсиаля можно видеть и на других полотнах Гюстава Кайботта, например, "Молодой человек у окна" 1875 года и "Игра в безик" 1881 года. Показанная на второй выставке импрессионистов в 1876 году, картина получила много положительных комментариев. Было отмечено, что работа обладает потрясающей искренностью и открытостью.