Мэри Кассат - Прогулка на лодке

Мэри Кассат - Прогулка на лодке
Оригинальное название: The Boating Party
Год создания: 1893-1894
Месторасположение: Национальная галерея искусства, Вашингтон
Характеристики: холст, масло. 90 x 117.3 см
В конце 1880-х годов, когда Мэри Кассат прочно утвердилась в своей карьере, она попала под влияние японских гравюр и резко изменила свой собственный стиль живописи. Отказавшись от перистого мазка, пастельных тонов и бестелесных форм, свойственных импрессионизму, Кассат начала создавать смелые, нетрадиционные картины с ровным цветом и прочными формами. Полотно "Прогулка на лодке", написанное на южном побережье Франции, служит ярким примером этих перемен. Вместо того, чтобы попытаться запечатлеть мимолетное визуальное впечатление, Кассат расположила абстрактные фигуры в неглубоком пространстве, используя насыщенные области цвета, которые, возможно, были вдохновлены ярким средиземноморским светом. Чтобы усилить декоративный эффект, она сгладила сцену, поместив линию горизонта в верхней части композиции на японский манер. Со столь необычной точки зрения три фигуры выглядят как бумажные аппликации, наклеенные на яркий фон.

Вне всяких сомнений "Прогулка на лодке" - одно из самых амбициозных полотен Кассат. Композиция строго контролируется визуальными рифмами. Желтые скамейки и горизонтальная опора лодки перекликаются с горизонталями далекого берега. Вздымающийся парус повторяет изгиб лодки, создавая сильное визуальное движение влево, которое нейтрализует широкий угол, образованный веслом и левой рукой лодочника. Без паруса большая темная фигура лодочника утяжелила бы картину справа, и группа на лодке потеряла бы свое зыбкое равновесие.

На первый взгляд картина кажется простым изображением водной прогулки среднего класса девятнадцатого века. Тем не менее, художница включила тонкие намеки на отношения фигур друг к другу, которые усложняют эту интерпретацию. Хотя обычно Кассат исследовала знакомую тему матери и ребенка, в этом исполнении на переднем плане доминирует мужская фигура, чья форма прижата к плоскости холста и отбрасывает тень силуэта на парус. Напротив, женский элемент композиции — женщина и ее ребенок — предстает в мягких, пастельных тонах, отражающих летний солнечный свет. Лодочник, наклонившись вперед, чтобы снова взмахнуть веслом, опирается на одну ногу, в то время как женщина сохраняет свое устойчивое положение, только упираясь ногами в дно лодки. Растянувшийся младенец, убаюканный ритмом воды, кажется, вот-вот соскользнет с колен матери. Эта легкая неловкость является результатом движения лодки, и взгляды матери и ребенка на полускрытые черты лица лодочника и обратно наводят на мысль о сложных личных отношениях, добавляя психологического напряжения этой приятной прогулке в солнечный полдень.

Многие картины Кассат, изображающие матерей с детьми, неизменно напоминают ренессансную тему Мадонны с младенцем. Здесь женщина появляется восседая на носу лодки, детская шляпка от солнца окружает голову ребенка подобно нимбу, а мужчина склоняется перед ними, как молящийся. Обращаясь к этому традиционному образу, Кассат вкладывает в повседневную сцену современной жизни чувство благоговения — возможно, чтобы выразить свой взгляд на женщин как на мощные силы творчества и деторождения. И все же смысл картины остается открытым для интерпретации. Возможно, Кассат затрагивает истину, которая должна была быть очевидной для женщины-художника, которая так пристально наблюдала за ограничениями общества конца девятнадцатого века; даже если женщина возвышена и ею восхищаются, она также может быть ограничена малым пространством за веслами и пассивным участником, не способным контролировать свою собственную судьбу.