Поль Сезанн - Натюрморт с медальоном Филиппа Солари
Оригинальное название: Les accessoires de Cézanne. Nature morte au médaillon de Philippe Solari
Год создания: 1872
Год создания: 1872
Месторасположение: Музей Орсе, Париж
Характеристики: холст, масло. 60 x 81 см
Характеристики: холст, масло. 60 x 81 см
Верхняя часть этого натюрморта была утеряна из-за значительных повреждений при монтаже его первоначальной основы, изношенного куска картона, на холст. В отличие от других работ Сезанна в коллекции доктора Гаше, эта темная и не очень привлекательная картина с самого начала породила несколько версий относительно истории ее создания. По словам Поля Гаше натюрморт был написан в доме Сезанна в Овере в 1873 году, и художник включил в него сломанный гипсовый медальон своего друга скульптора Филиппа Солари, который позже был передан доктору и впоследствии восстановлен. Медальон был исполнен в 1870 году как автопортрет Солари, а его размер в диаметре составил 25 сантиметров. Сам доктор Гаше назвал натюрморт "Аксессуарами Сезанна", и это альтернативное название сохранилось до наших дней. Из-за отсутствия более точной информации принято считать, что изображенный на медальоне профиль человека и его создатель были одним и тем же лицом. Филипп Солари, уроженец Экса, считался близким другом Сезанна и Золя, но об его карьере известно крайне мало, кроме его отношений с прославленными друзьями. Впрочем, информация о человеке, изображенном на медальоне, не всегда была столь очевидной. Так, в 1936 году искусствовед Лионелло Вентури представил картину под названием "Натюрморт: барельеф, пергамент, чернильница", датировав ее 1870-1872 годами и ошибочно идентифицировав медальон Солари как портрет доктора Гаше. Первое документальное упоминание о работе, сделанное в 1923 году, содержало довольно запутанное и неточное описание: "Написанный приблизительно в 1870 году, натюрморт с чернильницей в виде сфинкса с головой Адольфа Тьера. Гусиное перо вставлено в чернильницу, салфетка свернута в кольцо, другие мелкие аксессуары, все размещено на столе." Вопрос о медальоне остается незначительным рядом с вопросами, поднятыми самой работой. Удивительно, что натюрморт Сезанна, датируемый не позднее 1872 года, может быть настолько неловким, так как художник к тому времени уже продемонстрировал свое мастерство в подобных темах. Однако, если поставить авторство Сезанна под сомнение, ни один другой "кандидат" не кажется убедительным из-за отсутствия схожих элементов для сравнения. Учитывая происхождение произведения, представляется целесообразным придерживаться указания на Сезанна, который, к сожалению, был вполне способен создавать посредственное искусство, перегруженное деталями и фальшью.