Поль Сезанн - Деревья и дома у Жа-де-Буффан

Поль Сезанн - Деревья и дома у Жа-де-Буффан
Оригинальное название: Arbres et maisons à proximité du Jas de Bouffan
Год создания: около 1885-1886
Месторасположение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Характеристики: холст, масло. 67.8 x 92.1 см
Поль Сезанн по праву запомнился своим важным вкладом в дальнейшее развитие модернизма в двадцатом столетии. Его картины представили новый визуальный язык формы, перспективы и структуры, бросая вызов вековым условностям в формальной композиции картины. "Деревья и дома у Жа-де-Буффан" была написана непосредственно на природе, к югу от Жа-де-Буффан, семейной резиденции Сезанна близ Экс-ан-Прованса. Передний план этого воздушного провансальского вида заполнен нерегулярным рядом взрослых деревьев, расположенных вдоль узкой полосы земли. Местность однородна и практически лишена заметных объектов, прежде чем перейти в серию грубо намеченных холмов справа. Ломаные очертания деревьев напоминают торсы неуклюжих танцоров, пораженных странным зрелищем зрителей или древних шаманов, оживленных удивлением, восхищением или страхом. Источник их энергии неизвестен, но клубок переплетенных линий ветвей в верхней половине холста резко контрастирует с простотой переднего плана на, казалось бы, спокойной сельской сцене. За грунтовой дорогой в отдалении на вершине холма расположен многоэтажный бежевый дом с небольшим флигелем слева. Двухкомпонентная структура здания написана на фоне ветреного неба различных оттенков синего. Сезанн относится к полотну с явной экономией: мазки кисти тонки и точно оформлены, палитра из желтых и зеленых цветов относительно проста, а зоны холста, обозначающие землю, попросту не окрашены. Всю свою жизнь Сезанн экспериментировал с пространственными отношениями в природе, будь то работа на натуре или по памяти. Здесь голые, ослабленные деревья выглядят как фриз на фоне зон рецессивного цвета, нанесенный в технике акварели, а не масла по холсту.