Эдгар Дега - Мадам Жанто в зеркале

Эдгар Дега - Мадам Жанто в зеркале
Оригинальное название: Madame Jeantaud au miroir
Год создания: 1875
Месторасположение: Музей Орсе, Париж
Характеристики: холст, масло. 76 x 85.5 см
Берта Мария Башу, двоюродная сестра виконта Людовика Лепика, гравера, вышла замуж за Шарля Жанто 1 февраля 1872 года. Жанто были частью круга друзей Дега в начале 1870-х годов и когда они обосновались на улице Тегеран, рядом со старым другом художника Анри Руаром, Дега продолжал видеться с ними. Этот портрет мадам Жанто, первоначально датированный 1874 годом, а затем 1875 годом, был первым из двух портретов, написанных Дега с ней, и, конечно, более сложным: картина значительно расширяет идею, которую Дега затронул в "Танцовщице, позирующей фотографу" 1874 года. В этой работе, как и в более поздней пастели "У модистки", отражение лица женщины, невидимого для зрителя, зависит от присутствия зеркала и позы фигуры, видимой лишь со спины. В портрете мадам Жанто представление перевернуто: натурщица показывает только свой профиль, и именно отражение обеспечивает обычный фронтальный вид, ожидаемый для портрета. Умножение точек зрения все чаще выражалось в заметках и рисунках Дега конца 1870-х годов, но противостояние несхожих образов в "Мадам Жанто в зеркале" достигало такого противоречивого эффекта, который редко наблюдался в других его работах. Одетая в уличную одежду, мадам Жанто, кажется, остановилась, чтобы бросить короткий взгляд в зеркало, прежде чем уйти. Предполагаемое оживление ее тела с модным долманом, все еще скрытым за ее спиной, противоречит только ее плавно опущенной правой руке, спрятанной в муфту. Однако в отражении, где она слабо видна на фоне вспышки света, исходящего из окна позади нее, неоднозначности множатся. Она сидит, а не стоит, выпрямив спину, глядя прямо на художника или зрителя, а не на себя, и ее правая рука крепко зажата в муфте, лежащей у нее на коленях. Драматическая противоположность между очарованием мадам Жанто и ее мрачным отражением, в конечном счете не поддающимся анализу, наглядно примиряется с необычайным использованием света, захваченного даже жемчужиной в ухе модели, спонтанным, почти пламенным нанесением краски и тонкой гармонией цветов с доминирующими черным, серым, сине-серым и синим, с резким белым в кресле и зеркале. Рентгенограммы показывают, что за исключением небольшой коррекции линии носа, портрет был выполнен практически без перерыва. Примерно в то время, когда этот портрет был написан, мадам Жанто также позировала для Жан-Жака Эннера, с которым Дега поделился другой моделью, Эммой Добиньи. Было бы трудно найти две картины, более показательные для эстетического разрыва, отделявшего Дега даже от самых своеобразных художников, связанных с Салоном. В этом контексте, возможно, показательно, что мадам Жанто в конце концов продала портрет Дега, завещав при этом портрет Эннера музею Пти-Пале. Сам Дега нарисовал ее во второй раз в 1877 году в более приглушенной композиции, но в столь же энергичной манере.