Эдгар Дега - Коллекционер гравюр

Эдгар Дега - Коллекционер гравюр
Оригинальное название: L'Amateur
Год создания: 1866
Месторасположение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Характеристики: холст, масло. 53 x 40 см
Анонимность сидящего скорее всего означает, что этот небольшой холст изображает жанровую сцену, а не портрет. Однако, как и в работах с Джеймсом Тиссо и Викторией Дюбор, это портрет в интерьере, следующий формуле Дега, выработанной в 1860-е годы: черты мужчины хорошо различимы и соответствуют его характеру; будучи застигнутым врасплох за просмотром набора гравюр, он не меняя позы бросает бессознательный взгляд на зрителя. Двенадцать лет спустя Дега вновь обращается к этому образу со своей панелью "Поль Лафонд и Альфонс Черфилс изучают картину", также известной как "Коллекционеры". При всей схожести этого портрета с персонажами Оноре Домье, он далек от нечетких лиц и архетипов коллекционера-любителя на картинах последнего. С другой стороны, в "Коллекционере гравюр" уверенность в линиях, ровная и четкая обработка, а также читаемость объектов, окружающих модель, отсылают нас еще дальше от Домье. Датированный 1866 годом (вероятно, дата была вписана Дега в 1895 году, когда картину приобрела миссис Хавмайер), этот портрет последовал за серией набросков бородатых мужчин в мягких шляпах, написанных ранее. Картины в портфолио, разбросанные по столу или прикрепленные к стене, и белая лошадь на полке шкафа были определены как цветные литографии Редуте, статуэтка династии Тан и образцы японской ткани, закрепленные на доске с фотографиями и визитными карточками, если эта доска не обманка, которая часто использовалась на протяжении всего девятнадцатого века. Из этого следует, что мужчину нельзя назвать большим коллекционером, скорее это охотник за устаревшими или дешевыми картинами. Возможно, он ищет гравюры, которые Редуте выпустил во время Июльской монархии в качестве образцов для тканей с цветочным узором или обоев, и которые не были высоко оценены в то время. В этом портрете художник изобразил тот тип людей, считавшийся исчезающим во времена Второй империи: восторженный коллекционер, фанатик, более стремящийся к приобретению, чем к показу, короче говоря, это человек, которым сам Дега станет через несколько лет.