Эдгар Дега - Ванна

Эдгар Дега - Ванна
Оригинальное название: Le tub
Год создания: около 1886
Месторасположение: Музей Орсе, Париж
Характеристики: картон, пастель. 60 x 83 см
Представленная на восьмой выставке импрессионистов в 1886 году, эта пастель принадлежит к серии из семи работ, выполненных Дега в середине 1880-х на тему моющихся женщин, уже исследованную художником в цикле монотипий десятью годами ранее. Хотя Дега никогда не выставлял эти картины вместе, четыре из них можно объединить одной моделью и определенной сюжетной последовательностью, напоминающей кадры кинопленки. Хрупкая обнаженная женщина, освещенная мягким утренним светом, круговыми движениями руки собирает воду со дна неглубокой ванны, после чего поднимает правую руку, чтобы выжать воду из губки на плечо. Предметы туалета купальщицы показаны крупным планом, поэтому зритель может предположить, что будет дальше: облачившись в пеньюар в левом верхнем углу, женщина уложит свои волосы, а затем наденет шляпу, которая находится вне поля нашего зрения. Подобная последовательность станет отличительной чертой работ Дега с начала 1880-х и до конца его карьеры. Схожий стиль в работе можно найти у молодого Сера или позднего Моне с его серийными образами, однако ни один из них не был так близок к полной реализации последовательных изображений, присутствующих у Дега. Художник использует мраморную столешницу справа, чтобы обрезать композицию, разместив ее при этом в непривычном вертикальном положении. Подобно Сезанну с его натюрмортами, Дега устанавливает формальные связи между разрозненными предметами через визуальные рифмы и цветовые гармонии. Так, кувшин с изогнутыми ручками на столешнице повторяет фигуру обнаженной с поднятой рукой, а небольшой медный чайник соседствует со схожим по форме кувшином. Это минутное наблюдение за интимной и повседневной стороной жизни отличается от традиционных романтических сцен дам за своим туалетом. Поза молодой женщины иногда трактуется как выражение природного начала, производного от античной купающейся Афродиты. Сцена в ванной с искаженной перспективой и реалистичным чувством движения считается одной из самых дерзких и законченных работ Дега на подобную тему.