Поль Гоген - Мастерская Шуффенеккера

Поль Гоген - Мастерская Шуффенеккера
Оригинальное название: Schuffenecker's Studio
Год создания: 1889
Месторасположение: Музей Орсе, Париж
Характеристики: холст, масло. 72.7 x 92 см
Поль Гоген и Эмиль Шуффенеккер познакомились в 1872 году, когда оба работали на бирже. До начала 1890-х годов они часто встречались устраивая дружеские обеды и именно Шуффенеккер поддержал Гогена в его стремлении стать живописцем. От него же исходила идея устроить выставку в галерее Вольпини в 1889 году, оказавшую огромное влияние на молодых художников. Однако Гоген не стесняясь показывал свое презрение к "старому доброму Шуффенеккеру", в том числе и на этой картине. Работа над ней началась в январе 1889 года и продолжалась до весны следующего года. Этим объясняется различие между теплой одеждой Луизы, мадам Шуффенеккер, раскаленным камином и зеленым пейзажем за окном. Влияние Ван Гога проявляется в больших зонах двух контрастных цветов: желтого и голубого. Фигуры людей окрашены однородно, подобно японским гравюрам на стене комнаты. В образе двух детей в красных передниках присутствует мягкость и нежность. Этого нельзя сказать об их родителях. Луизу художник изобразил в виде угрюмого, даже злобного существа. Возможно Гоген был раздражен равнодушным приемом во время его визита в гости к Шуффенеккерам. Другой версией могло служить предположение о безуспешной попытке Гогена соблазнить женщину. Несколько символичных элементов подтверждают эту мысль. Два предыдущих портрета Луизы были выполнены в керамической рамке с изображением змея, символа искушения. В данной работе на руке женщины нарочито показано ее обручальное кольцо, а большие руки свидетельствуют о доминирующей роли матери и требовательной жены. Что касается Эмиля Шуффенеккера слева, то он выглядит слишком маленьким в своих больших тапочках. Взгляд художника кротко направлен на свою жену. Руки скрещены в угодливой позе, без каких-либо следов кисти. Гоген отрицает его статус художника и высмеивает как мужа. В обмен на преданность Шуффенеккера автор предлагает потомкам только красноречивый, но жестокий семейный портрет.