Поль Гоген - Натюрморт с профилем Лаваля

Поль Гоген - Натюрморт с профилем Лаваля
Оригинальное название: Nature morte au profil de Laval
Год создания: 1886
Месторасположение: Художественный музей Индианаполиса, Индианаполис
Характеристики: холст, масло. 46 x 38 см
Поль Гоген познакомился с Шарлем Лавалем в Понт-Авене летом 1886 года, и молодой художник вскоре стал учеником Гогена. Встреча в Понт-Авене не была случайной, поскольку этот небольшой городок в Бретани считался меккой для авангардных художников своего времени, а зародившаяся здесь Школа Понт-Авена развивала импрессионизм в направлении синтетизма. С целью укрепить чувство общности среди художников Школы, Винсент Ван Гог предложил им написать "дружеские портреты", исполненные в новой и необычной технике. Результатом этого "вызова" стал "Натюрморт с профилем Лаваля", написанный Гогеном зимой 1886 года в Париже.

На картине изображен Шарль Лаваль в профиль, внимательно изучающий керамическую вазу, размещенную в окружении нескольких плодов на белой ткани. Сочетание портрета и натюрморта в данном случае показывает, как умело Гоген перенял все лучшее от мастеров, которыми он восхищался. Например, усеченный фрагмент лица Лаваля на переднем плане выполнен в манере Эдгара Дега, который вместе с Гогеном выставлялся на последней выставке импрессионистов в том же году. Технику натюрморта, в котором фрукты пишутся плотными диагональными мазками, можно сравнить с картиной "Натюрморт с компотницей" Поля Сезанна, находящейся во владении Гогена в то время. Помимо использования любимых художественных приемов, Гоген привнес в эту работу еще одну деталь от себя. Она выразилась в виде керамической вазы странной, причудливой и даже несколько пугающей формы.

Гоген сознательно использует технику двух самых известных в то время представителей жанров модерн и натюрморта, но отказывается гармонично их сочетать на холсте. Вместо этого Гоген оставляет их в некотором разногласии, внося впечатление бессвязности композиции. Это его первая картина из серии полотен, посвященных проблемам творчества. Лаваль, как суррогат зрителя, пытается угадать следующий шаг творца, в данном случае Гогена.