Винсент Ван Гог - Воспоминание о саде в Эттене (Арльские дамы)
Оригинальное название: Souvenir du jardin à Etten (Femmes d'Arles)
Год создания: ноябрь 1888
Год создания: ноябрь 1888
Месторасположение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Характеристики: холст, масло. 73.5 x 92.5 см
Характеристики: холст, масло. 73.5 x 92.5 см
Время с октября по декабрь 1888 года Винсент Ван Гог вместе с Полем Гогеном проводят в Арле. Увлечение Гогена символизмом, производным из японских гравюр, хорошо заметно по холстам "Видение после проповеди" и "Арлезианки". Столь короткий период сотрудничества двух художников оказал огромное влияние на Винсента, научив его рисовать по памяти стилизованные образы, вырванные из реальности. Используя этот принцип, Ван Гог обратился к Эттену, куда его отец Теодор Ван Гог устроился работать проповедником в далеком 1875 году. Личные воспоминания Винсента связаны с 1881 годом, в течении которого он ухаживал за своей недавно овдовевшей кузиной Кее Вос-Стрикер, но был отвергнут ею. Вскоре после этого он покинул Эттен и переехал в Гаагу, положив начало десятилетней карьере живописца. В психологическом смысле это был важный и решающий период в его жизни. Ностальгия по дому родителей, связанная с контрастом ярких красок юга, отразилась в "Воспоминании о саде в Эттене". Работая над картиной, Винсент писал младшей сестре Виллемине, что он по-своему видит "поэтический характер сада, не такой, как он есть на самом деле, но словно увиденный во сне". Изображенные женщины часто отождествляются с матерью художника и его сестрой Виллеминой, что подтверждают его письма. Молодая женщина слева также имеет удивительное сходство с мадам Жину, которую можно увидеть в "Арлезианках" Гогена. Но в отличие от символизма Поля, полотно Винсента скорее отражает взрывной темперамент ее автора: деревья, словно языки пламени, напоминают о ярких юношеских впечатлениях молодого Ван Гога. В письме Виллемине он поделился своим желанием повесить картину у себя в спальне, чего он, вероятно, никогда не делал. Спустя короткое время после разрыва с Гогеном, Ван Гог признался, что испортил картину, ссылаясь на нее, как на "то, что я сделал из сада в Нюнене". Возможно, воспоминания об Эттене стерлись в его памяти и прообразом изображенного места стал более поздний семейный дом. Несмотря на это Винсент описывает картину, как увлекательную и загадочную, "богатую приглушенными, но сверкающими цветами", находя в ней сходство со средневековыми витражами.