Винсент Ван Гог - Мост Ланглуа в Арле и дорога вдоль канала

Винсент Ван Гог - Мост Ланглуа в Арле и дорога вдоль канала
Оригинальное название: Pont de Langlois avec route au bord du canal
Год создания: март 1888
Месторасположение: Музей Винсента Ван Гога, Амстердам
Характеристики: холст, масло. 59.6 x 73.6 см
В конце февраля 1888 года Винсент Ван Гог отправился из Парижа в прованский город Арль в поисках теплого южного солнца, вдохновленный средиземноморскими путешествиями Эжена Делакруа и ярким цветным миром японских гравюр. Однако, сойдя с поезда в Арле, он был встречен не согревающим солнцем юга, а ненастной погодой, которую он надеялся оставить в морозном Париже: шел снег с низкими температурами. Тем не менее чистый воздух, крепостные валы в центре города, окаймленные Роной, и широкие плоские участки засаженных полей все еще составляли разительный контраст с французской столицей. Его первая реакция, записанная в письме Тео, связывала Арль с Голландией и Японией. Исследуя сельскую местность вокруг города, он был переполнен множеством ассоциаций с сельской Голландией - миром, к которому он принадлежал до Парижа и импрессионистов. Действительно, между некоторыми особенностями окружающей среды Арля и голландским физическим миром существовало сильное сходство, которое поразило и восхитило Ван Гога. Подобно тщательно продуманному голландскому рельефу, окрестности Арля представляли собой своего рода искусственно созданную природу, которая постепенно укреплялась непрерывным процессом отвоевывания земли у моря. Подобная схема мелиорации потребовала рытья сети каналов, самым значительным из которых был канал, протянувшийся от Арля до города Бук на Средиземном море. В течение первого месяца пребывания в Арле Ван Гог открыл для себя мотив, который он считал "в точности похожим на Голландию по характеру" и даже рассматривал его потенциальную привлекательность для голландской аудитории: деревянный подъемный мост на канале Арль-Бук, названный мостом Ланглуа в честь его хранителя. Длинная аллея канала с шлюзами и мостом напомнила ему знакомую комбинацию водных путей, перемежающихся разводными мостами, разбросанными по Голландии, где пешеходное и речное движение проходило над и под многочисленными рамами мостов. За шестинедельный период художник создает не одно, а целых девять изображений моста, показывая его с разных точек зрения и в полном спектре средств живописи. Каждое из них проявляет всепоглощающий интерес к структуре, функциям и составным частям этого ремесленного механизма в ландшафте. Все изображения, даже в жидкой акварельной среде, включают в себя очень четкие и различимые элементы рабочих частей моста, такие как деревянные стойки, кулачки и цепные шкивы, железные опоры, стропы и подвижные диагональные рамы. Впрочем, настоящая работа перегружена диагоналями и абрисами, унаследованными из столь любимых художником японских гравюр. Даже дорога, проложенная вдоль канала, уводит взгляд зрителя с переднего плана в дальний левый угол по большой диагонали. Для демонстрации перспективы Винсент умело проецирует церковный шпиль сквозь подвесные цепи моста, тем самым превращая холст в перспективную рамку Дюрера, которую он смастерил и использовал в Гааге. В письме своему брату Тео он попросит его подготовить сине-золотую раму для более ранней версии картины и предложить ее арт-дилеру Терстегу, поощрявшему ранние художественные интересы Ван Гога в Гааге.