Винсент Ван Гог - Вид на море у Схевенингена
Оригинальное название: Zeegezicht bij Scheveningen
Год создания: август 1882
Год создания: август 1882
Месторасположение: Музей Винсента Ван Гога, Амстердам
Характеристики: холст, масло. 36.4 x 51.9 см
Характеристики: холст, масло. 36.4 x 51.9 см
В конце февраля 1881 года Ван Гог приехал в Гаагу, где остановился у своего двоюродного брата, художника Антона Мауве. В том же месяце под его руководством он нарисовал свои две первые картины маслом. После короткого визита в Эттен Винсент вернулся в Гаагу и вновь остановился у Мауве, который в течение трех недель преподавал ему акварельную живопись. По просьбе своего дяди Корнелиса, дилера из Амстердама, начинающий художник рисует двенадцать видов Гааги, получив за них небольшую плату. Его интерес вызвали окраины Гааги - переходная зона, которая не была ни городом, ни деревней, где свет был ярче, воздух чище, люди более беззаботны, а настроение еще не пропиталось тоской сельских районов. Летом 1882 года, благодаря нескольким занятиям живописью на открытом воздухе, Ван Гог с удивлением обнаружил у себя естественное чувство цвета. Выбрав тему из самой известной картины Гаагской школы, написанной Хендриком Месдахом в 1881 году и изображавшей панораму Схевенингена, Винсент устанавливает свою перспективную рамку на песчаных дюнах этого рыбацкого поселка, чтобы изобразить море во время шторма. В письме брату Тео от 26 августа он поделился сложностями, возникшими при этом: "Всю эту неделю здесь бушевали бури, шел дождь, и я много раз бывал в Схевенингене, чтобы увидеть это. И вернулся с двумя небольшими морскими пейзажами. Один полон песка, а со второго, когда начался шторм и море подошло очень близко к дюнам, мне пришлось дважды соскребать толстый слой песка, полностью покрывший его. Ветер был такой силы, что я едва держался на ногах и почти не видел сквозь тучу песка. Я все равно попытался все доделать, немедленно покрасив холст в маленькой гостинице за дюнами, предварительно очистив его, а затем вышел, чтобы еще раз взглянуть оттуда."
На картине изображен пляж в Схевенингене, на побережье Северного моря, в нескольких километрах от Гааги, в пасмурный день 21 или 22 августа 1882 года. Ряд песчаных дюн на переднем плане показан в желто-оранжевых тонах цвета высушенной на солнце травы. Небо над линией горизонта покрыто темными грозовыми облаками, простирающимися над бурным морем. Дюны кажутся отражением тяжелых серых облаков. Волнующееся море, окрашенное в зеленовато-серые тона, отделяет землю от неба. Линии вспененных волн, направляемые ветром, набегают одна за другой, затопляя часть пляжа. Чтобы передать их динамику, художник выдавливал краску из тюбика прямо на холст. В море видна темная парусная лодка, севшая на мель. На берегу стоят несколько женщин в белых капорах, наблюдающих за усилиями рыбаков по вытягиванию затопленной лодки из моря. Прямо на границе между пляжем и водой двое мужчин с повозкой, запряженной парой лошадей, готовятся вытащить лодку, к которой уже тянут веревки для этой цели. Несмотря на хмурое небо, от морского пейзажа исходит некоторое свечение. Мягкий желтый свет отражается от белой пены мощных волн. Рыбацкая лодка, женские фигуры и ожидающая повозка подверглись драматическому эффекту мчащихся облаков и бурного моря, нарисованных резкими движениями кисти. Выбранный способ рисования и цветовая палитра, хоть и неуклюже, уже указывают на последующее использование Ван Гогом живописных текстур и неоднородной техники для передачи буйства и динамизма природы.
Дальнейшая история картины омрачена скандальными событиями. 7 декабря 2002 года картина "Вид на море у Схевенингена" вместе с работой "Выход из протестантской церкви в Нюэнене" были похищены из музея Винсента Ван Гога. Она оставалась пропавшей без вести более 13 лет, пока не была найдена итальянской полицией в Кастелламмаре-ди-Стабия под Неаполем в январе 2016 года без своей первоначальной рамы. Ее восстановление продолжалось до сентября 2016 года, после чего она была возвращена в музей и вновь выставлена на всеобщее обозрение в марте 2017 года.
На картине изображен пляж в Схевенингене, на побережье Северного моря, в нескольких километрах от Гааги, в пасмурный день 21 или 22 августа 1882 года. Ряд песчаных дюн на переднем плане показан в желто-оранжевых тонах цвета высушенной на солнце травы. Небо над линией горизонта покрыто темными грозовыми облаками, простирающимися над бурным морем. Дюны кажутся отражением тяжелых серых облаков. Волнующееся море, окрашенное в зеленовато-серые тона, отделяет землю от неба. Линии вспененных волн, направляемые ветром, набегают одна за другой, затопляя часть пляжа. Чтобы передать их динамику, художник выдавливал краску из тюбика прямо на холст. В море видна темная парусная лодка, севшая на мель. На берегу стоят несколько женщин в белых капорах, наблюдающих за усилиями рыбаков по вытягиванию затопленной лодки из моря. Прямо на границе между пляжем и водой двое мужчин с повозкой, запряженной парой лошадей, готовятся вытащить лодку, к которой уже тянут веревки для этой цели. Несмотря на хмурое небо, от морского пейзажа исходит некоторое свечение. Мягкий желтый свет отражается от белой пены мощных волн. Рыбацкая лодка, женские фигуры и ожидающая повозка подверглись драматическому эффекту мчащихся облаков и бурного моря, нарисованных резкими движениями кисти. Выбранный способ рисования и цветовая палитра, хоть и неуклюже, уже указывают на последующее использование Ван Гогом живописных текстур и неоднородной техники для передачи буйства и динамизма природы.
Дальнейшая история картины омрачена скандальными событиями. 7 декабря 2002 года картина "Вид на море у Схевенингена" вместе с работой "Выход из протестантской церкви в Нюэнене" были похищены из музея Винсента Ван Гога. Она оставалась пропавшей без вести более 13 лет, пока не была найдена итальянской полицией в Кастелламмаре-ди-Стабия под Неаполем в январе 2016 года без своей первоначальной рамы. Ее восстановление продолжалось до сентября 2016 года, после чего она была возвращена в музей и вновь выставлена на всеобщее обозрение в марте 2017 года.
Мелованная бумага товарный словарь бумага Мелованная.