Клод Моне - Камилла
Оригинальное название: Camille
Год создания: 1866
Год создания: 1866
Месторасположение: Кунстхалле, Бремен
Характеристики: холст, масло. 231 x 151 см
Характеристики: холст, масло. 231 x 151 см
В феврале 1866 года, временно отказавшись от своего монументального "Завтрака на траве", Клод Моне спешно подготовил новое полотно, на котором была изображена его девятнадцатилетняя подруга Камилла Донсье в платье в зелено-черную полоску со шлейфом для прогулок, маленькой шляпке в стиле ампир и жакете с меховой отделкой. Для художника, не имевшего академического статуса в Салоне, где он отказался числиться учеником своего официального учителя Шарля Глейра, картина "Камилла" в натуральную величину была эквивалентом Римской премии, его первым успехом на выставке Парижского мира искусства и его самое большое законченное полотно на тот момент. Это было одновременно смелое и консервативное решение, предпринятое для того, чтобы заручиться поддержкой критиков, а также успокоить его тетю Мари-Жанну Лекадр, которая угрожала лишить его ежемесячного содержания.
Портреты были основой Салона времен Второй империи и в 1866 году составляли примерно каждую седьмую картину из 1998, перечисленных в каталоге. Некоторые из них были обозначены полными именами и титулами или, чаще всего, неопределенными "месье Икс", "мадам Икс" или "мадемуазель Икс". Лишь немногие портреты, представленные в Салоне 1866 года, в том числе и "Камилла", были озаглавлены только именами. Критики высоко оценили большой портрет стоящей женщины, видимой сзади с направленным в сторону взглядом, в великолепном зеленом шелковом платье. Сюжет был представлен как символ шика и элегантности парижанки или девушки легкого поведения. В газете "Парижская жизнь" были указаны огромный масштаб картины, обычно предназначенный для королевских или знатных особ, и отличие от буржуазной портретной живописи, основной характеристикой которой была подчеркнутая верность физиогномическим деталям.
Монументальная, не поддающаяся классификации фигура Камиллы, расположенная на фоне темного занавеса в нейтральном пространстве, но в то же время удаленная от зрителя и одетая для улицы, стоит особняком от небольших портретов и жанровых сцен. Поза женщины и обстановка лишены контекста, который мог бы объяснить эту сцену. Камилла выглядит так, будто собирается выйти из двери и пойти на прогулку. Проведенное исследование показало, что в более ранней версии картины Камилла позировал на изысканном восточном ковре, похожем на тот, что был изображен на "Портрете мадам Годибер", который Моне написал два года спустя.
Художник решил воссоздать узнаваемый и модный ансамбль с Камиллой не как портретист или фотограф, а как летописец современной жизни. Моне успешно превратил свою возлюбленную в парижанку, олицетворяющую стиль, соблазнительность и модность. Несмотря на неоднозначность платья и его обладательницы, Камилла считалась воплощением шика. Самым поразительным было сочетание Моне традиционного подхода и современного сюжета в картине. Его обращение с тканями - шелк с его намеком на жесткость и мерцающие цвета, теплый, органический мех - отталкивало от портретной живописи старых мастеров, таких как Йоханнес Вермеер и Рембрандт ван Рейн, усиленной темной тональной обработкой. Сама Камилла величественна и убедительно реальна, являлась иконой современной женственности.
Портреты были основой Салона времен Второй империи и в 1866 году составляли примерно каждую седьмую картину из 1998, перечисленных в каталоге. Некоторые из них были обозначены полными именами и титулами или, чаще всего, неопределенными "месье Икс", "мадам Икс" или "мадемуазель Икс". Лишь немногие портреты, представленные в Салоне 1866 года, в том числе и "Камилла", были озаглавлены только именами. Критики высоко оценили большой портрет стоящей женщины, видимой сзади с направленным в сторону взглядом, в великолепном зеленом шелковом платье. Сюжет был представлен как символ шика и элегантности парижанки или девушки легкого поведения. В газете "Парижская жизнь" были указаны огромный масштаб картины, обычно предназначенный для королевских или знатных особ, и отличие от буржуазной портретной живописи, основной характеристикой которой была подчеркнутая верность физиогномическим деталям.
Монументальная, не поддающаяся классификации фигура Камиллы, расположенная на фоне темного занавеса в нейтральном пространстве, но в то же время удаленная от зрителя и одетая для улицы, стоит особняком от небольших портретов и жанровых сцен. Поза женщины и обстановка лишены контекста, который мог бы объяснить эту сцену. Камилла выглядит так, будто собирается выйти из двери и пойти на прогулку. Проведенное исследование показало, что в более ранней версии картины Камилла позировал на изысканном восточном ковре, похожем на тот, что был изображен на "Портрете мадам Годибер", который Моне написал два года спустя.
Художник решил воссоздать узнаваемый и модный ансамбль с Камиллой не как портретист или фотограф, а как летописец современной жизни. Моне успешно превратил свою возлюбленную в парижанку, олицетворяющую стиль, соблазнительность и модность. Несмотря на неоднозначность платья и его обладательницы, Камилла считалась воплощением шика. Самым поразительным было сочетание Моне традиционного подхода и современного сюжета в картине. Его обращение с тканями - шелк с его намеком на жесткость и мерцающие цвета, теплый, органический мех - отталкивало от портретной живописи старых мастеров, таких как Йоханнес Вермеер и Рембрандт ван Рейн, усиленной темной тональной обработкой. Сама Камилла величественна и убедительно реальна, являлась иконой современной женственности.