Берта Моризо - Гавань в Лорьяне

Берта Моризо - Гавань в Лорьяне
Оригинальное название: Vue du petit port de Lorient
Год создания: 1869
Месторасположение: Национальная галерея искусства, Вашингтон
Характеристики: холст, масло. 43.5 x 73 см
В июне и июле 1869 года Берта Моризо отправилась в Лорьян навестить свою сестру Эдму, которая в начале этого года вышла замуж за морского офицера Адольфа Понтильона. Находящаяся в творческом тупике и не прикасавшаяся к кистям в течение нескольких последних месяцев, Моризо рассчитывала на эту поездку в Бретань, чтобы написать "что-то стоящее". 11 мая она писала Эдме: "Моя живопись никогда не казалась мне такой плохой, как в последние дни. Я сижу на своей софе, и вид этой мазни вызывает у меня тошноту". Моризо несколько раз посещала Бретань за годы, предшествовавшие написанию этой работы. Со строительством железной дороги район Понт-Авен стал более доступен для столичных художников, не исключая Берту, посещавшую Понт-Авен и близлежащие города Дуарнене и Кемперле в 1866-1867 годах.

Пребывание Моризо в Лорьяне действительно оказалось полезным, так как она вернулась домой с полноразмерным эскизом для портрета Эдмы, показанным в Салоне 1870 года, и с настоящим морским пейзажем. Здесь она демонстрирует свою верность урокам Коро и Будена, которых она почитала, рисуя ярко и с легкостью, нанося акварель на строгий предварительный рисунок. На холсте изображена сестра Берты, сидящая на каменном парапете, который окаймляет внешнюю гавань Лорьяна. Платье девушки и ее зонт белого цвета, с небольшой долей розовых тонов. Изображение фигуры при ярком свете у художников-импрессионистов происходит путем упрощения, используя лишь несколько штрихов краски. Моризо подчеркивает этот прием, заставляя свою сестру позировать исключительно в белом наряде. Интеграция женской фигуры на фоне прозрачного серебристого пейзажа с подчеркиванием их свежести является типичной темой Моризо, которая находит свое отражение в этой картине.

Рыбацкие лодки, пришвартованные к причалам, и вся гавань выполнены в коричневых и серых тонах. Она граничит с небом и морем, чьи близкие цвета вторят друг другу. Вход в гавань, а также причалы были построены городом между 1805 и 1863 годами и уже отражены в работах Сенешаля де Кердреоре в то же время. Моризо пишет этот холст, расположившись на сегодняшней набережной Роан и выбрав для заднего плана картины набережную Индес с башней Декуверте, видимой в верхней левой части полотна.

По возвращении в Париж Берта показывает это полотно Эдуарду Мане. На него произвело впечатление мастерство, проявленное Моризо, и он начинает считать ее талантливым художником. Именно с этого момента Мане пунктуально консультирует Моризо по художественным вопросам. По его совету она несколько раз ретуширует лицо и низ платья Эдмы. "С тех пор, как мне объявили, что я, не подозревая об этом, создала шедевр в Лорьяне, я все еще ошеломлена и больше не могу смеяться", записала она в дневнике. В качестве признательности за дружеское участие Моризо дарит завершенную картину Мане, представив ее публике лишь в 1874 году на первой выставке импрессионистов.