Камиль Писсарро - Портрет Сезанна
Оригинальное название: Portrait de Cézanne
Год создания: 1874
Год создания: 1874
Месторасположение: Лондонская национальная галерея, Лондон
Характеристики: холст, масло. 73 x 59.7 см
Характеристики: холст, масло. 73 x 59.7 см
Писсарро и Сезанн впервые встретились в 1861 году в Академии Чарльза Свисса в Париже. Между двумя художниками сразу завязались тесные узы дружбы и сотрудничества. Сезанн нашел в Писсарро то же неприятие традиций и академической подготовки, которая была характерна для его собственных работ. Писсарро также быстро признал гений Сезанна. За более чем двадцать лет, вплоть до 1885 года, Сезанн и Писсарро работали и экспериментировали вместе, образуя подлинную пару в группе импрессионистов. В судьбах художников было много общего, у обоих родители хотели, чтоб сыновья продолжили семейный бизнес, но они избрали артистическую карьеру. Писарро написал портрет Сезанна в своей студии в Понтуазе, где два художника работали вместе в 1870-х годах. Вопреки традиционному портрету, Писсарро не идеализировал своего натурщика. Сезанн одет в неформальный костюм, похожий на те, что носили в поездках в открытых экипажах, на голове кепка, длинные темные волосы обрамляют лицо, большие черные глаза вращаются в своих орбитах, словно художник находится в возбужденном состоянии. На портрете показан сложный характер натурщика, представленный одновременно скромным и колоссальным. Колоссальность проявляется в том, что фигура Сезанна заполняет большую часть картины, а скромность состоит в грубой одежде, неопрятной бороде, сельском пейзаже за спиной. В левом верхнем углу изображена политическая карикатура Адольфа Тьера, тогдашнего главы французского правительства. Этот рисунок появился в газете "Затмение" 4 августа 1874 года. В правом верхнем углу показан художник Гюстав Курбе. Портрет представляет собой заботливую поддержку и дружбу старшего наставника и шутливое предсказание, что известность и слава в один прекрасный день настигнут Сезанна. Картина скорее всего не закончена, так как нижний край холста не окрашен. Портрет висел в мастерской Писсарро вплоть до его смерти в 1903 году.