Пьер Огюст Ренуар - Бал в Мулен де ла Галетт
Оригинальное название: Bal du moulin de la Galette
Год создания: около 1876
Год создания: около 1876
Месторасположение: Музей Орсе, Париж
Характеристики: холст, масло. 131.5 x 176.5 см
Характеристики: холст, масло. 131.5 x 176.5 см
"Бал в Мулен де ла Галетт" Ренуара является одной из наиболее значимых и знаковых работ в истории становления жанра импрессионизма как самостоятельного художественного стиля. Кафе под открытым небом "Мулен де ла Галетт" располагалось в самом сердце Монмартра и привлекало парижскую буржуазию атмосферой праздной радости и веселья, а великолепный вид, открывавшийся с террасы на Париж, позволял чувствовать себя оторванным от столичной суеты и забот большого города. Передать подобную обстановку абсолютной отрешенности и бесконечного праздника стало основной целью Ренуара при написании этого монументального полотна. Приступив к работе в мае 1876 года, он с помощью своих друзей доставлял огромный холст к танцевальной площадке, рискуя потерять его от порывов сильного ветра. Работа на пленэре продолжалась до полуночи, после чего картина переносилась в мастерскую, расположенную неподалеку. В качестве моделей, задействованных в композиции, художник использовал некоторых из своих друзей и знакомых. Девушка в темно-синем платье и сидящая рядом с ней девушка в платье с розово-голубой полоской на переднем плане это сестры Жанна и Эстель, посещавшие кафе каждое воскресенье и позировавшие Ренуару в других работах. Сидящий напротив них мужчина - близкий друг и художник Пьер Фран-Лами, благодаря которому картина обязана своим существованием. Именно он посоветовал молодому живописцу изобразить сцену из жизни популярного кафе. В двух щеголевато одетых мужчинах справа можно узнать художника Норбера Генетта и журналиста Жоржа Ривьера, проявивших непосредственное участие в развитии импрессионизма. Молодая танцующая девушка слева была написана с Маргариты Легран, одной из любимых натурщиц Ренуара и вскоре после написания картины умершей от брюшного тифа. Танцующие вальс пары освещены светом газовых фонарей, повсеместно распространенных в парижских кафе и магазинах. Искусственное освещение соседствует с естественным, оставляющим солнечные блики на головных уборах и костюмах парижан. Вся сцена, включая передний план, размыта, что нарушало традиционные представления о перспективе в композиции. Используя яркие и вибрирующие мазки кисти, Ренуару удалось воспроизвести то удивительное состояние праздника, царящее в вечернем кафе "Мулен де ла Галетт". Картина была представлена на третьей выставке импрессионистов, где произвела неоднозначное впечатление на критиков, часто недовольных слишком размытым изображением сцены. С 1879 года "Бал в Мулен де ла Галетт" находился в частной коллекции Гюстава Кайботта вплоть до его смерти в 1894 году. Образ праздной жизни Парижа, выполненный в новаторском стиле и внушительном формате, выражал художественные амбиции Ренуара, став при этом одним из шедевров раннего импрессионизма.