Пьер Огюст Ренуар - Портрет актрисы Жанны Самари (Грезы)
Оригинальное название: La Rêverie
Год создания: 1877
Год создания: 1877
Месторасположение: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Характеристики: холст, масло. 56 x 47 см
Характеристики: холст, масло. 56 x 47 см
На данной картине Пьер Огюст Ренуар увековечил Жанну Самари, одну из самых знаменитых актрис "Комеди Франсез", ее светлые пышные волосы, мечтательный вид и счастливую улыбку. Ренуар и Самари, скорее всего, познакомились на салонных приемах издателя Жоржа Шарпантье и его жены Маргариты, которые собирали ведущих художников, актеров и писателей того времени. Поддержка и влияние Шарпантье, особенно харизматичной Маргариты, сыграли решающую роль в конце 1870-х годов в том, что Ренуар стал успешным портретистом для богатых парижан. Хотя Ренуару не нравилась актерская игра в "Комеди Франсез" и он редко посещал проходящие там спектакли, он очень любил Самари, чья слава в свое время соперничала со славой Сары Бернар.
Жанна Самари родилась в Нейи-сюр-Сен в 1857 году в одной из самых знаменитых театральных семей Франции. Ее бабушка по материнской линии Сюзанна Броан являлась величайшей комедианткой времен правления Луи-Филиппа, а ее тети Огюстин и Мадлен Брохан были двумя самыми выдающимися актрисами французской комедии. Ее старшая сестра Мари была известной актрисой, выступая в театрах Одеон и Ренессанс, ее изобразил Жюль Бастьен-Лепаж. Старший брат Жанны был знаменитым скрипачом, а младший брат Генри - известным актером, которого изобразил Тулуз-Лотрек. Сама Самари поступила в консерваторию в 1871 году, когда ей было четырнадцать. В июле 1875 года она получила первую премию за комедию, а в следующем месяце дебютировала на сцене в "Комеди Франсез" в роли Доринны в "Тартюфе" Мольера. Она преуспела в игре дерзких, кокетливых служанок и быстро поднялась по служебной лестнице театра, став полноправным членом труппы в январе 1879 года.
Но, несмотря на успех и признание в качестве комедийной актрисы, Жанна надеялась на более существенные и престижные роли. Она не хотела вечно быть театральной горничной и считала, что портреты могут продвинуть ее карьеру вперед. Таким образом, она привлекла внимание Ренуара, и в 1876 году он изобразил ее на двух картинах "Бал в Мулен де ла Галетт" и "Качели", главной героиней которых она являлась. К сожалению, обе работы были плохо восприняты публикой, их сочли слишком современными, в частности, из-за цветовых пятен и мазков кисти, которые считались отрывочными. Тем не менее Ренуар продолжал создавать ее портреты, все они были приняты одинаково критично. Ни одна картина не помогла актрисе продвинуться ни в актерской карьере, ни в качестве модели.
Благодаря нежному представлению модели на портрете существует мнение, что Жанна и Ренуар были любовниками на тот момент. Ей удалось убедить его написать два ее портрета в стиле, который она желала: элегантном, гламурном и модном. Отсюда и знаменитый "Портрет Жанны Самари в полный рост", где она изображена в качестве великолепной светской женщины, в бальном платье из розового атласа и кружева. На данном портрете актриса одета в вечернее сине-зеленое платье с глубоким вырезом и корсажем из роз, кокетливо подперев подбородок ладонью. Хотя Самари была известна своим неистовым, заразительным смехом и намеком на грубость и вульгарность, которые она привносила в свои выступления, Ренуар решил изобразить ее скромной, соблазнительной молодой женщиной. Для фона использована яркая розово-оранжевая палитра, передающая обаяние, которое сейчас ассоциируется с гламурной жизнью сцены.
Картина была включена в Третью выставку импрессионистов в апреле 1877 года. Некоторые критики оценили ее как решительную и смелую, действительно одну из самых восхитительных из всех импрессионистских портретов Ренуара.
Жанна Самари родилась в Нейи-сюр-Сен в 1857 году в одной из самых знаменитых театральных семей Франции. Ее бабушка по материнской линии Сюзанна Броан являлась величайшей комедианткой времен правления Луи-Филиппа, а ее тети Огюстин и Мадлен Брохан были двумя самыми выдающимися актрисами французской комедии. Ее старшая сестра Мари была известной актрисой, выступая в театрах Одеон и Ренессанс, ее изобразил Жюль Бастьен-Лепаж. Старший брат Жанны был знаменитым скрипачом, а младший брат Генри - известным актером, которого изобразил Тулуз-Лотрек. Сама Самари поступила в консерваторию в 1871 году, когда ей было четырнадцать. В июле 1875 года она получила первую премию за комедию, а в следующем месяце дебютировала на сцене в "Комеди Франсез" в роли Доринны в "Тартюфе" Мольера. Она преуспела в игре дерзких, кокетливых служанок и быстро поднялась по служебной лестнице театра, став полноправным членом труппы в январе 1879 года.
Но, несмотря на успех и признание в качестве комедийной актрисы, Жанна надеялась на более существенные и престижные роли. Она не хотела вечно быть театральной горничной и считала, что портреты могут продвинуть ее карьеру вперед. Таким образом, она привлекла внимание Ренуара, и в 1876 году он изобразил ее на двух картинах "Бал в Мулен де ла Галетт" и "Качели", главной героиней которых она являлась. К сожалению, обе работы были плохо восприняты публикой, их сочли слишком современными, в частности, из-за цветовых пятен и мазков кисти, которые считались отрывочными. Тем не менее Ренуар продолжал создавать ее портреты, все они были приняты одинаково критично. Ни одна картина не помогла актрисе продвинуться ни в актерской карьере, ни в качестве модели.
Благодаря нежному представлению модели на портрете существует мнение, что Жанна и Ренуар были любовниками на тот момент. Ей удалось убедить его написать два ее портрета в стиле, который она желала: элегантном, гламурном и модном. Отсюда и знаменитый "Портрет Жанны Самари в полный рост", где она изображена в качестве великолепной светской женщины, в бальном платье из розового атласа и кружева. На данном портрете актриса одета в вечернее сине-зеленое платье с глубоким вырезом и корсажем из роз, кокетливо подперев подбородок ладонью. Хотя Самари была известна своим неистовым, заразительным смехом и намеком на грубость и вульгарность, которые она привносила в свои выступления, Ренуар решил изобразить ее скромной, соблазнительной молодой женщиной. Для фона использована яркая розово-оранжевая палитра, передающая обаяние, которое сейчас ассоциируется с гламурной жизнью сцены.
Картина была включена в Третью выставку импрессионистов в апреле 1877 года. Некоторые критики оценили ее как решительную и смелую, действительно одну из самых восхитительных из всех импрессионистских портретов Ренуара.