Пьер Огюст Ренуар - Две сестры (На террасе)
Оригинальное название: Les deux soeurs (Sur la terrasse)
Год создания: 1881
Год создания: 1881
Месторасположение: Чикагский институт искусств, Чикаго
Характеристики: холст, масло. 100.4 x 80.9 см
Характеристики: холст, масло. 100.4 x 80.9 см
Картина "Две сестры (На террасе)" - это примавера (аллегория весны) к летней вакханалии в "Завтраке гребцов". Листья только еще распускаются на деревьях, а яркие весенние цветы изобилуют на холсте. Старшая девушка, одетая в синюю фланель женщины-канотье, позирует в центре запоминающегося пейзажного фона Шату, пригородного городка, где художник провел большую часть весны 1881 года. Она рассеянно смотрит на свою младшую спутницу, которая, кажется, в очаровательном визуальном тщеславии только что ворвалась в картину. Технически картина представляет собой живописный эксперимент: Ренуар сопоставил цельные, почти в натуральную величину фигуры на фоне пейзажа, который, как и декорации, кажется царством снов и фантазий. Корзина для шитья на левом переднем плане напоминает палитру, содержащую яркие, чистые пигменты, которые художник смешивал, разбавлял и изменял для создания остальной части картины.
С изображением гребных и парусных лодок, пришвартованных к набережной, и высокой точкой обзора на зеленый пейзаж, полотно "Две сестры (На террасе)" это дань уважения колориста к пасторальным видам Шату. Картина завершает период работы Ренуара в Доме Фурнез, который начался с написания работы "Завтрак в ресторане Фурнез" в 1875 году. Почему художник отказался от популярного заведения и его веселых хозяев, остается загадкой, ведь Ренуар любил там бывать и рекомендовал друзьям.
Несмотря на название "Две сестры", присвоенное картине Дюран-Рюэлем для выставки импрессионистов 1882 года, маленькая девочка не была сестрой сидящей фигуры, в роли которой выступила восемнадцатилетняя начинающая актриса Жанна Дарло. В своей картине "Завтрак гребцов" Ренуар изобразил известных завсегдатаев ресторана Фурнез, а также элитную группу поклонников искусства, в том числе актрису Жанну Самари, которая выступала в театре Комеди Франсез. В "Двух сестрах" он вновь черпает вдохновение в парижском театральном мире. Здесь Дарло предстает как канотье - свободной души, которая делит свое время между парижскими танцевальными залами и отдыхом на Сене. Похожий персонаж позже был увековечен в романе Ги де Мопассана "Иветта", но и в 1881 году канотье иногда вдохновляли писателей и поэтов. Жанна Дарло поступила в консерваторию в августе 1882 года и вскоре после этого активно занялась карьерой на французской сцене, с которой она ушла на пенсию в 1899 году.
Маленькая девочка на картине никогда не была идентифицирована, и художник не оставил никаких ключей к отношениям, которыми она могла быть связана с молодой женщиной. Разницы в возрасте недостаточно, чтобы объяснить отсутствие увлеченности или эмоций в выражении лица ребенка. Возможно, это связано с тем, что "Две сестры" была жанровой картиной, в которой Ренуар не искал портретного лоска и благополучия, а хотел показать детскую непосредственность в окружении природных пейзажей и речных развлечений. В своей трактовке темы взрослого и ребенка "Две сестры" заметно отличаются от картины того же года "Эжен Мане с дочерью в Буживале" Берты Моризо, которая также появилась на седьмой выставке импрессионистов.
Вскоре после того, как картина была закончена, арт-дилер Поль Дюран-Рюэль приобрел ее у Ренуара под названием "Девушка на террасе у Сены" за 1500 франков, сумму, которую Ренуар якобы получил тремя годами ранее за значительно больший "Портрет мадам Шарпантье с детьми". Учитывая трудности, с которыми Ренуар столкнулся при создании картины, и высокую плату, которую он получил, можно предположить, что работа была написана на заказ. Роль "Двух сестер" как средства продвижения импрессионизма началась почти сразу, когда в конце 1881 года в журнале L'art de la mode была опубликована ее цветная репродукция. В марте 1882 года картина появилась на седьмой выставке импрессионистов под новым названием "Две сестры". Дюран-Рюэль включил двадцать пять работ Ренуара из своего фонда после того, как художник отказался участвовать из-за разногласий с Полем Гогеном и Камилем Писсарро. В следующем году картина вновь поменяла свое название на "Девушка на террасе (Шату)" на ретроспективной выставке Ренуара, организованной Дюран-Рюэлем и проходившей на бульваре Мадлен. Хотя "Две сестры (На террасе)" считались исключительно востребованным произведением, Дюран-Рюэль не расставался с ним почти четыре с половиной десятилетия.
С изображением гребных и парусных лодок, пришвартованных к набережной, и высокой точкой обзора на зеленый пейзаж, полотно "Две сестры (На террасе)" это дань уважения колориста к пасторальным видам Шату. Картина завершает период работы Ренуара в Доме Фурнез, который начался с написания работы "Завтрак в ресторане Фурнез" в 1875 году. Почему художник отказался от популярного заведения и его веселых хозяев, остается загадкой, ведь Ренуар любил там бывать и рекомендовал друзьям.
Несмотря на название "Две сестры", присвоенное картине Дюран-Рюэлем для выставки импрессионистов 1882 года, маленькая девочка не была сестрой сидящей фигуры, в роли которой выступила восемнадцатилетняя начинающая актриса Жанна Дарло. В своей картине "Завтрак гребцов" Ренуар изобразил известных завсегдатаев ресторана Фурнез, а также элитную группу поклонников искусства, в том числе актрису Жанну Самари, которая выступала в театре Комеди Франсез. В "Двух сестрах" он вновь черпает вдохновение в парижском театральном мире. Здесь Дарло предстает как канотье - свободной души, которая делит свое время между парижскими танцевальными залами и отдыхом на Сене. Похожий персонаж позже был увековечен в романе Ги де Мопассана "Иветта", но и в 1881 году канотье иногда вдохновляли писателей и поэтов. Жанна Дарло поступила в консерваторию в августе 1882 года и вскоре после этого активно занялась карьерой на французской сцене, с которой она ушла на пенсию в 1899 году.
Маленькая девочка на картине никогда не была идентифицирована, и художник не оставил никаких ключей к отношениям, которыми она могла быть связана с молодой женщиной. Разницы в возрасте недостаточно, чтобы объяснить отсутствие увлеченности или эмоций в выражении лица ребенка. Возможно, это связано с тем, что "Две сестры" была жанровой картиной, в которой Ренуар не искал портретного лоска и благополучия, а хотел показать детскую непосредственность в окружении природных пейзажей и речных развлечений. В своей трактовке темы взрослого и ребенка "Две сестры" заметно отличаются от картины того же года "Эжен Мане с дочерью в Буживале" Берты Моризо, которая также появилась на седьмой выставке импрессионистов.
Вскоре после того, как картина была закончена, арт-дилер Поль Дюран-Рюэль приобрел ее у Ренуара под названием "Девушка на террасе у Сены" за 1500 франков, сумму, которую Ренуар якобы получил тремя годами ранее за значительно больший "Портрет мадам Шарпантье с детьми". Учитывая трудности, с которыми Ренуар столкнулся при создании картины, и высокую плату, которую он получил, можно предположить, что работа была написана на заказ. Роль "Двух сестер" как средства продвижения импрессионизма началась почти сразу, когда в конце 1881 года в журнале L'art de la mode была опубликована ее цветная репродукция. В марте 1882 года картина появилась на седьмой выставке импрессионистов под новым названием "Две сестры". Дюран-Рюэль включил двадцать пять работ Ренуара из своего фонда после того, как художник отказался участвовать из-за разногласий с Полем Гогеном и Камилем Писсарро. В следующем году картина вновь поменяла свое название на "Девушка на террасе (Шату)" на ретроспективной выставке Ренуара, организованной Дюран-Рюэлем и проходившей на бульваре Мадлен. Хотя "Две сестры (На террасе)" считались исключительно востребованным произведением, Дюран-Рюэль не расставался с ним почти четыре с половиной десятилетия.