Анри Руссо - Повозка отца Жюнье

Анри Руссо - Повозка отца Жюнье
Оригинальное название: La Carriole du père Junier
Год создания: 1908
Месторасположение: Музей Оранжери, Париж
Характеристики: холст, масло. 97 x 129 см
Отец Жюнье, живший по соседству с Руссо, занимался продажей овощей, которые каждое утро он скупал у огородников в Баньё или Верьер-ле-Бюисон. Клод Жюнье был давним другом художника, а его жена часто готовила для него обед. Как-то раз Руссо задолжал Жюнье немного денег и в качестве возврата долга было принято решение, что Руссо напишет для торговца картину с недавно приобретенной им лошадью. Как и в других своих работах, для создания портрета художник воспользовался фотографией, однако внес в картину несколько важных изменений, раскрывающих его творческий процесс. Убрав дерево на бульваре за холкой лошади, он дополнил композицию тремя собаками, сфокусировавшись на их размере и расположении. Таким образом, крупная черная собака добавляет повозке глубину и объем. Напротив, почти игрушечная собачка перед лошадью придает ей особую монументальность. Последняя застыла на самых кончиках копыт, что хорошо заметно по теням, отбрасываемым на землю. Словно танцовщица, лошадь со своей тяжкой ношей парит в воздухе и лишь поводья удерживают ее на земле. Руссо очень нравился этот парадокс, заставляющий некоторых его персонажей летать в окружающим их живописном пространстве. Лица людей в повозке, за исключением Клода Жюнье, показаны строго в анфас, подобно ликам на византийских иконах. Рядом с торговцем на переднем сиденье расположился сам Руссо, за их спинами сидят мадам Анна Жюнье, ее племянница Леа Жюнье справа, и дочка племянницы на коленях мадам Жюнье. Между людьми можно заметить еще одну собаку, столь редко встречающуюся на полотнах Руссо. Картина была впервые представлена широкому кругу зрителей в Салоне Независимых в апреле 1911 года в рамках посмертной ретроспективной выставки Анри Руссо.