Жорж-Пьер Сёра - Лошади в воде

Жорж-Пьер Сёра - Лошади в воде
Оригинальное название: Chevaux dans l'eau
Год создания: 1883
Месторасположение: частная коллекция
Характеристики: дерево, масло. 15.2 x 24.8 см
Картина "Лошади в воде", относящаяся к жанру пейзажа, является свидетельством взаимодействия Сёра с течениями импрессионизма и неоимпрессионизма, которые стремились запечатлеть мимолетные эффекты света и цвета. В работе представлено живописное изображение сельской местности на берегу реки. В центре внимания - пара лошадей с мальчиками, находящихся в воде, переднем плане показана лошадь вороной масти, другая, частично погруженная в воду и окрашенная в более светлые тона, создает впечатление резвящейся или купающейся. Мальчики часто посещали такие места, надеясь заработать несколько пенни, помогая тем, кто приводил купать лошадей и собак. Животные изображены с некоторой долей натурализма на фоне более широких и свободных штрихов, которые определяют окружающую обстановку. Мазки кисти передают мерцающие эффекты света на покрытой рябью поверхности воды, придавая работе ощущение непосредственности и мимолетности момента.

На заднем плане нарисован очерченный пейзаж с лодками, плавно скользящими по воде, и туманный горизонт, наводящий на мысль о городском поселении вдалеке. Это сочетание природы и человеческого жилья является едва уловимым намеком на трансформацию ландшафтов во времена промышленной экспансии в конце 19 века. Использование Сёра цветовых и световых отражений на поверхности воды, присущих как импрессионистскому, так и неоимпрессионистскому движению, очевидно и вносит свой вклад в динамичную, но гармоничную атмосферу сцены. Общая композиция располагает к созерцанию, запечатлевая безмятежный момент природы, застывший во времени благодаря художественному видению Сёра.

Эта работа является импрессионистской как по свободному мазку, так и по палитре, которая близка к кисти Ренуара конца 1870-х годов. Кораллово-красные и голубые тона, а также смесь синих, грязно-белых и желтых оттенков в воде напоминают о Ренуаре. Сёра, однако, избежал противопоставления больших участков оранжевого и синего, которые предпочитал художник старшего поколения, и в основе его работы лежит коричневый, а не белый цвет панелей. В картине цветовые контрасты переплетаются, хотя и робко. Розовые оттенки на переднем плане контрастируют с зеленью, а синие переливаются на фоне оранжево-желтых теплых тонов на заднем плане. Контрастные темные и светлые тона вокруг двух мальчиков и их лошадей бросаются в глаза, подчеркнутые произвольными мазками кисти, образующими фигуры. Молодые люди и их животные - часть среды, характерной для рабочего класса Аньера и его фабрик, в отличие от мира среднего класса "лодочников" Ренуара в Шату. И все же парусная лодка здесь - символ чистого досуга, и среди этих великолепных красок мытье лошадей больше похоже на игру, чем на работу.

Работа, посвященная купальщикам в Аньере, демонстрирует раннюю версию композиции, от которой Жорж Сёра в конечном счете отказался. Хотя в законченной картине он сохранил общий контур и наклон берега реки, а также отдаленные фабрики, он заменил лошадей двумя купающимися мальчиками, один из которых одет в красные плавки такие же, как на всаднике на белой лошади в этом наброске. В композиции в виде перевернутого треугольника и в богатстве переливов и отражений чувствуется большая уверенность. Вместе они превращают эту маленькую картину в чудо жизни и цвета.